Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория отраслевых рынков

Сущность теории отраслевых рынков

Определение 1

Теория отраслевых рынков – это прикладная дисциплина экономической теории, изучающая закономерности формирования структуры рынка.

В рамках данной теории рассматривается зависимость поведения предприятия от особенностей отрасли, в которой оно работает и рынка в целом. Инструментом исследования наиболее часто становится теория игр. Это математический метод построения оптимальной стратегии в игровой форме. Игра предполагает участие минимум двух сторон, которые ведут конкурентную борьбу за реализацию собственных интересов. При этом каждая сторона имеет свою цель, для достижения которой вырабатывает определенную стратегию. Теория игр помогает выбрать наилучший вариант стратегии из возможных.

Теория отраслевых рынков тесно связана с теорией фирмы. Она направлена на формирование более глубокого представления о месте предприятия в экономике. Кроме того, в ее рамках исследуется поведение фирмы во внешней среде, альтернативные концепции развития предприятия в заданных условиях.

Теория отраслевых рынков строит свои исследования, исходя из того, что на них действует совершенная конкуренция, которая характеризуется следующими параметрами:

  1. На рынке существует множество продавцов и покупателей.
  2. Субъекты не способны оказывать значительного влияния на показатели рынка.
  3. Барьеры входа и выхода невысокие.
  4. Рыночная информация прозрачна и доступна для каждого субъекта.
  5. Факторы производства мобильны и доступны для всех участников отношений.
Замечание 1

В случае, если один из вышеперечисленных признаков отсутствует, совершенная конкуренция перестает действовать. Если же признаки удаляются искусственно, то речь идет о недобросовестной конкуренции.

«Теория отраслевых рынков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Виды рыночных структур

Исследование структуры рынка начинается с изучения совершенной конкуренции, описанной выше. К сожалению, в практической деятельности рынок испытывает дисбаланс, что влияет на проявление иных форм рыночных отношений. К подобным структурам рынка относят:

  1. Олигополию. Рыночная структура, характеризующаяся небольшим числом продавцов, как правило, создающих высокотехнологичную продукцию. Примером могут послужить компании, производящие воздушные судна. Если рынок представлен всего двумя продавцами, то он называется дуополией. На этот рынок достаточно сложно выйти, несмотря на то, что объединение компаний запрещено в большинстве стран на законодательном уровне. Как правило, выход на рынок требует крупных капитальных вложений.
  2. Олигопсонию или рынок нескольких покупателей. Для того рынка характерно большое количество продавцов, создающих схожие блага и относительно небольшое число покупателей, влияющих на основные параметры рынка. Структура характеризуется чувствительностью маркетинговых стратегий и ценообразованию руг руга. Примером может быть производство деталей для воздушного транспорта. Покупателями выступают компании, производящие самолеты.
  3. Монополию или рынок одного продавца. Обладает высокими барьерами входа. Как правило, они складывают в сфере естественных монополий. Производитель способен оказывать существенное влияние на рынок, поэтому его права часто ограничены государством.
  4. Монопсонию или рынок одного покупателя. Производителей может быть много, покупателем в таком случае, чаще всего, выступает государство. Монопсония характерна для военной промышленности. Монопсонии могут складываться на предприятиях, имеющих градообразующее значение, когда трудоспособное население не имеет выбора в месте трудоустройства.

Все рыночные структуры, указанные выше, имеют свои особенности. Продавцы или покупатели в зависимости от модели могут воздействовать на рыночную структуру, изменяя цены, объем предложения или спроса. Для того, чтобы сохранять справедливый уровень цен и создавать условия конкуренции, государство использует законодательные инструменты, позволяющие сохранить доступ к продукции для потребителей рынка монополий. Олигополии могут вступать в негласное сотрудничество в части установления уровня цен. Это злоупотребление так же регулируется на законодательном уровне.

Рыночная структура монополистической конкуренции

Одним из видов несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Она характеризуется большим числом продавцов дифференцированного продукта, которые конкурируют между собой за расширение рынка сбыта. Эта рыночная структура является одной из наиболее распространенных и приближенных к совершенной конкуренции, однако, ее достаточно сложно изучать.

Отрасль, где действует монополистическая конкуренция, обладает следующими характеристиками:

  1. Каждая фирма обладает некоторой монопольной властью.
  2. Фирма может поднимать или снижать цену вне зависимости действий конкурентов.
  3. Власть фирмы ограничена большим числом аналогичных товаров.

К особенностям рынка относят невысокие барьеры входа в отрасль. Продавцы и покупатели обладают необходимой информацией о рынке. Между ними действует преимущественно неценовая конкуренция, так как изменение цены не приводит к должному результату. Ключевой особенностью рынка является дифференциация продукции, которая означает, что производители выпускают близкие по физическим характеристикам товары. То есть, эти товары можно назвать совершенными заменителями.

Дифференциация может быть горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная продукция делится покупателем на соответствующую и несоответствующую его вкусу. А вертикальная градация связана с делением товаров на плохие и хорошие по соотношению качества. Фирмы соревнуются в создании определенных качеств товара, что дает им определенную монополию на рынке. Дифференциация продукции не дает оказывать ценовое влияние на рынок, так как покупатели предпочитают сохранять приверженность к определенной марке.

Природа монопольной власти на рынке данной структуры связана с тем, что создаваемая продукция может быть легко заменена. Поэтому производители не стремятся к снижению издержек. Получается, что фирма недоиспользует часть своих мощностей, что с общественной точки зрения является неэффективным. Расширение потребления негативным образом сказывается на экологии и состоянии окружающей среды. Общество расплачивается за возможность получать разнообразие товаров и услуг.

Дата последнего обновления статьи: 12.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot