Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономическая теория человеческого капитала

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика / Теория человеческого капитала / Экономическая теория человеческого капитала

Истоки теории человеческого капитала и ее разработчики

Первопроходцем в оценке человеческого капитала является ученый, основавший западную политэкономию, английский статистик и экономист Уильям Пети По данной теме мы уже выполнили реферат Уильям Петти подробнее , который анализировал данную категорию в своем труде «Политической арифметике».

Замечание 1

Однако Уильям Петти не предложил полноценной концепции человеческого капитала.

Прошло примерно 200 лет прежде чем другие ученые предприняли собственные попытки изучения человеческого капитала, в частности это пытались сделать немецкие и английские экономисты (Дж. Николсон и другие). Альфредом Маршаллом было предложено разделение капитала на материальный и личный, причем под вторым он понимал, в первую очередь, затраты родителей на обучение своих детей.

Помощь со студенческой работой на тему
Экономическая теория человеческого капитала

Научно-техническая революция 60-х годов ХХ века способствовала росту значимости человеческого капитала, результатам которого стала разработка теории человеческого капитала. В качестве разработчиков данной теории выступили экономисты из США Теодор Уильям Шульц и Гэри Стэнли Беккер, являвшиеся сторонниками свободных конкуренции и ценообразования. Позднее к изучению теории человеческого капитала присоединились такие ученые как:

  • Б. Денисон,
  • Дж. Кендрик,
  • Ц. Грилихес и прочие.

Теодор Уильям Шульц родился в 1902 году в США, обучался в Висконсинском университете, получив докторскую степень по экономике сельского хозяйства, трудился в качестве профессора в Чикагском университете, вел научно-исследовательскую деятельность, издал такие труды как «Продовольствие для мира», «Сельское хозяйство в нестабильной экономике». Шульц входил в состав членов Американского Национального бюро экономических исследований, был консультантом по экономике в Международном банке реконструкции и развития и Продовольственной и сельскохозяйственной организации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Продовольственная проблема в рамках международных экономических отношений подробнее ООН, а также в других организациях и ведомствах.

Гэри Стэнли Беккер родился в США в 1930 году, обучался в Принстонском университете, где получил магистерскую степень, затем стал доктором в Чикагском университете, преподавал в Принстонском, Чикагском и Колумбийском университетах, возглавлял Американскую экономическую ассоциацию и Общество экономики труда, входил в состав различных объединений и ассоциаций.

Содержание экономической теории человеческого капитала

Согласно положениям теории человеческого капитала производственный процесс основан на взаимодействии двух факторов:

  • физического капитала, представленного средствами производства,
  • человеческого капитала.

Вложения экономического субъекта в человеческий капитал выражаются в расходах на поддержание здоровья, на получение образования, на поиск работы, на миграцию, на прохождение профессиональной подготовки на производстве и прочее.

Замечание 2

Оценка величины человеческого капитала определяется величиной дохода, который он потенциально может принести в будущем.

По утверждению Теодора Уильяма Шульца под человеческим капиталом понимается такая форма капитала, которая выступает в качестве источника будущих заработка или удовольствия (по отдельности или вместе), являясь составной частью индивида.

Человеческий капитал, с одной стороны, подобен природным ресурсам, поскольку изначально не приносит прибыли, однако в результате определенной обработки в форме образования он способен приносить прибыль. Таким образом, люди приобретают свойства капитала только после соответствующей подготовки, причем величина и качество человеческого капитала возрастают по мере такой обработки.

На современном этапе развития общества значимость человеческого капитала по сравнению с иными ресурсами, вовлекаемыми в производство, существенно выше в силу того, что максимально высокое развитие технологий и техники затрудняет получение от их использования высокого эффекта, возможности не человеческого капитала и его развития рассматриваются как безграничные.

Замечание 3

Важной особенностью данного вида капитала является независимость носителя капитала от источника его формирования, то есть, каким бы образом не было получено образование, распоряжается им индивид самостоятельно.

Особое внимание в экономической теории человеческого капитала отводится проблемам образования, на которое ложится основная задача повышения производительности труда.

Вклад Гэри Стэнли Беккера в экономическую теорию человеческого капитала заключается в оценке экономической эффективности расходов на образование. В частности, им была предложена схема определения дохода от получения высшего образования как разницы пожизненных заработков обучавшихся в колледже и обучавшихся в университете. к фактическим расходам на обучение также относились недополученные обучающимся доходы в период прохождения им обучения.

Оценка ценности времени, затраченного индивидом на формирование своего человеческого капитала в процессе обучения, определяется потерями заработка за это время. В результате проведения сравнения получаемых доходов и понесенных затрат позволяет дать оценку рентабельности человеческого капитала.

Гэри Стэнли Беккер также разделил понимание инвестиций в человеческий капитал на общие и специальные. Результатом общих инвестиций являются универсальные навыки, полезные к применению в различных сферах и отраслях деятельности. Примером такого навыка является умение пользоваться компьютером. Результатом специальных инвестиций является приобретение работником тех навыков и умений, которые пригодятся в конкретной организации.

Оплата общей подготовки, как правило, ложится на самих работников, оплата специальной подготовки – на организации. Это обусловлено тем, что в первом случае при увольнении работников организации несли бы потери в форме затрат на навыки, которые они утрачивают вместе с работников, во втором случае – потери пришлись бы на работника, навыки которого могут быть неприменимы в другой организации.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис