Сущность монополий
Монополия – это экономическая ситуация на рынке, которая характеризуется наличием власти у одного продавца.
Монополия является проявлением несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция представляет собой форму конкурентной борьбы, при которой рыночная власть переходит от продавца к продавцу, а рыночная информация асимметрична. Чтобы монополия сформировалась, необходимо наличие следующих условий:
- На рынке действует один продавец и множество покупателей. Поведение фирмы-монополиста часто совпадает с поведением целой отрасли.
- Нет заменителей товара, создаваемого монополией. Покупатели вынуждены приобретать товар у единственного продавца.
- Монополист устанавливает цену. График спроса для монополиста имеет отрицательный наклон, так как он ищет оптимальное соотношение цены и дохода.
- Барьеры входа на рынок высоки.
Причина образования монополии – желание получать прибыль выше средней, что становится возможным при условии, что у покупателя нет альтернативы. Постоянные издержки достаточно высоки, поэтому, чтобы создать конкуренцию монополисту, необходимы существенные единовременные вложения. Так же могут существуют высокие административные барьеры, либо наличие лицензии, соответствующих сертификатов, не доступных для широкого круга производителей. Монополии проявляются при политике протекционизма, когда государство защищает внутренний рынок от импорта. Монополии становятся результатом слияния или поглощения. То есть, более крупная компания выкупает контрольные пакеты акций или маленькие предприятия, устанавливая в них свои правила.
Таким образом, монополии являются видом рыночных структур, в которых власть принадлежит одному производителю. Он может определять объем выпуска продукции, регулировать цену на нее. Стоит отметить, что монополист не может поднимать цену сколь угодно высоко. Существует предел, после которого покупатели предпочтут не покупать благо, даже при негативном последствиях отказа от него.
Виды монополий
В экономике складываются разные монополии в зависимости от действующих на них причин. Самой распространенной формой является естественная монополия. Это предприятие занимает лидирующее или привилегированное положение. Такое положение достигается за счет:
- Наличия у предприятия специальных технологий.
- Эксклюзивное обладание ресурсами.
- Исключительная материально-техническая база с высокой стоимостью.
Чаще всего, они возникают в отраслях, требующих трудоемких технологий. Естественные монополии поддерживаются государством, так как эффект от их деятельности достигается только при большом масштабе.
Следующей формой монополии является государственная монополия. Ее имущество принадлежит органам власти, а само предприятие занимается выпуском товаров или услуг. Этот вид монополий возникает в стратегически важных отраслях экономики с целью защиты интересов страны. В рыночной экономике каждый субъект стремится монополизировать свою долю рынка с целью установления рыночной власти. Чистая монополия является крайним проявлением конкурентной борьбы.
Финансово взаимно интегрированные предприятия, занимающиеся разнородной деятельностью, называются концернами или конгломератами. Такое объединение фирм, создающих производственную цепочку, позволяет организовать эффективное крупное предприятие.
Рост цен на рынке монополии ограничен уровнем платежеспособности покупателей. Поэтому монополист ищет оптимальное соотношение объема выпуска и уровня цен, что позволяет ему достичь относительного рыночного равновесия. Монополисты часто прибегают к ценовой дискриминации. То есть, фирмы устанавливают разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Политика ценовой дискриминации невозможна на конкурентном рынке, так как там у покупателя есть выбор.
Государственное регулирование монополий
Рыночная власть монополий может привести к социально-экономическим проблемам. Повышая цену, монополист заставляет потребителей покупать по выгодной ему стоимости. Но в определенный момент времени, покупатели откажутся от приобретения, даже если это будет грозить определенными проблемами. Кроме того, общество неоднородно по доходам, поэтому необходимо стороннее вмешательство в деятельность монополий. Особенно это касается естественных монополий, предоставляющих доступ к благам, обеспечивающих здоровье и жизнеспособность граждан.
Регулированием уровня рыночной власти занимается государство в рамках антимонопольного законодательства. К мерам ограничений относят:
- Ценовое регулирование. Власть устанавливает тарифы и цены, или определяет их предельный уровень.
- Выявление потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и установление минимального уровня ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей граждан.
Антимонопольная политика является комплексом мероприятий, направленных поддержанию справедливой конкуренции. Со стороны государства применяются меры административного, правового, косвенно экономического и прямого экономического характера. К административным мерам относят квотирование, лицензирование и контроль над качеством и ценами. Правовые меры включают в себя законы, нормы, правила, инструкции. К прямым экономическим мерам относят кредитно-денежные и налогово-бюджетные мероприятия по регулированию национального хозяйства. Тарифные методы регулирования так же являются одним из инструментов прямого экономического воздействия. Косвенные методы связаны с выдачей дотаций, пособий, льготных кредитов, предоставлении налоговых льгот.
Для монополий применяется специфическое налогообложение. Наиболее часто используется потоварное налогообложение, при котором ставка налога устанавливается в расчете на единицу товара.