Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономическая свобода, ее формы и типы

Понятие и сущность экономической свободы

Определение 1

Экономическая свобода представляет собой экономическое поведение хозяйственных субъектов в процессе выбора форм собственности и приложение собственных возможностей и способностей, знаний и умений.

Реализация экономической свободы происходит за счет законодательных форм государства, при этом важная ее особенность заключается в неотделимости от экономической ответственности.

Адам Смит назвал основные условия процветания государства и его граждан:

  • Совершенное законодательство,
  • Необременительный уровень налогов,
  • Основные компоненты при каноническом определении свободы хозяйственной деятельности.
Замечание 1

В современном понимании экономическая свобода предпринимательства заключается в свободном производстве, торговле, сбережении, инвестировании, пользовании созданным и заработанным, установлении контактов с отечественными и зарубежными предприятиями, использовании любых денежных единиц.

Успех в развитии предпринимательской деятельности находится в зависимости от эффективности рыночной экономики, которая должна быть основана на принципах рынка, свободы предпринимательской деятельности и др.

Большую роль в эффективном функционировании рыночной экономики и развитии предпринимательства играет законодательное обеспечение беспрепятственной реализации соответствующих принципов. При этом важнейшими функциями правового обеспечения являются:

  • Формирование соответствующих правовых актов с целью поддержки основных условий действия рынка,
  • Экономическая свобода и ценовая конкуренция,
  • Формирование и обеспечение определенных правил отношения субъектов рынка.

Формы обеспечения экономической свободы

Экономическая свобода потребителей и производителей с большей эффективностью может быть обеспечена через институт частной собственности, функционирующий на базе действующих законов.

Основной гарант исполнения законов представлен в нашей стране Конституцией, которая включает формулировку регламентирования права собственности. Так, в нашей стране равными признаны муниципальная, государственная и частная виды собственности.

«Экономическая свобода, ее формы и типы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В современных условиях государство обладает существенными, но ограниченными экономическими ресурсами для достижения в полной мере своих целей и интересов.

Цель государства представлена расширением круга общественных функций предпринимательской деятельности. Это можно достичь через законодательно регламентируемые средства в области реализации в стране социальных функций. С другой стороны достижение возможно через построение структурами государства эффективного механизма, который способен стимулировать предпринимательскую деятельность этого направления.

Типы экономической свободы

Экономическая свобода может выражаться в свободе потребительского выбора.

Поведение потребителя является процессом формирования покупательского спроса. Потребители осуществляют выбор благ при учете цен и личного бюджета, включающего собственные денежные доходы.

Основа потребительского выбора состоит в желании потребителя к удовлетворению определенной потребности. Каждый человек обладает своими собственными предпочтениями, при этом с помощью рыночного спроса суммируются данные индивидуальные предпочтения, поскольку покупатели могут выражать собственные желания через распределение доходов между разнообразием продукции и услуг, определяя цены и объем предложения рынка.

Замечание 2

Данная способность потребителей влиять на производителей называют суверенитетом потребителей, который представлен способностью воздействия потребителей на производителей через свободный выбор благ рынка.

Свобода потребительского выбора является важной формой экономической свободы, при этом ее ограничение способно лишать возможности покупателей к приобретению конкретных благ на рынке и оказывать воздействие на производство. Решения, принимаемые через административный способ, чаще всего приводят к кризису.

Свободу выбора часто искажают в результате нескольких ситуаций:

  • следование покупателя за большинством потребителей, что находит свое выражение в эффекте присоединения к большинству или эффекте подражания,
  • стремление покупателя выделяться из общей толпы, то есть эффект сноба,
  • настойчивая демонстрация престижного потребления, выражаемая в эффекте Веблена или эффекте демонстрации своей исключительности.

Несмотря на наличие приемлемости с позиции общества и потребности в их корректировки, в экономической теории предположили, что индивид в своем потребительском поведении ведет себя чаще всего разумно.

Гипотеза рационального поведения потребителей характеризуется тем, что они стремятся к максимально эффективному распоряжению имеющимися у них средствами. Абстрактный, идеальный человек, соответствующий этой гипотезе, в экономике называется "экономическим человеком".

Анализ поведения потребителя характеризуется знанием критериев, которые он применяет при собственном свободном выборе. Этот критерий, главным образом, представлен полезностью блага, которая является мерой удовлетворенности, обеспеченной потреблением определенного товара.

При этом в ходе потребления полезность товара стремится к снижению. Предельная полезность определенного блага является приростом общей полезности набора товара с ростом потребительского объема блага на одну единицу. К данному понятию имеют отношение 2 экономических закона Госсена.

Первый закон называется законом убывающей предельной полезности. В соответствии с ним каждый непрерывный акт потребления характеризуется убыванием полезности каждой следующей единицы потребляемых благ.

В соответствии со вторым законом формируется правило максимизации полезности. Так, для получения максимальной полезности от определенного количества товара, нужно каждый из них потреблять в количестве, при котором величина предельной полезности каждого товара будет равна одинаковой величине.

Принципы, в соответствии с которыми потребитель показывает предпочтение или безразличие к определенному набору благ, можно определить в качестве потребительских аксиом поведения.

Дата последнего обновления статьи: 04.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot