Сущность и структура механизма экономической безопасности
Механизм защиты экономической безопасности предприятия обеспечивает создание условий, которые мотивируют эффективную деятельность каждого элемента предприятия, высокий уровень согласованности личных и корпоративных потребностей.
Структура механизма экономической безопасности предприятия включает совокупность элементов:
- философия экономической безопасности данного предприятия;
- функции, реализующие процессы защиты экономической безопасности;
- обеспечение механизма защиты ресурсами;
- целевая направленность системы экономической безопасности, содержащая организационную форму и инструменты, обеспечивающие экономическую безопасность функционирования предприятия.
Инструменты защиты экономической безопасности
Административно-экономические инструменты защиты экономической безопасности предприятия включают в себя следующие уровни: федеральный, региональный, уровень хозяйствующих субъектов.
Административные инструменты на федеральном и региональном уровне представлены законодательным регулированием, лицензированием, квотированием, нормированием, лимитированием, инспектированием.
Среди экономических инструментов федерального и регионального уровня, оказывающих прямое воздействие: государственный заказ, целевое финансирование и дотации. Инструменты косвенного воздействия включают:
- льготы, налоговые ставки, отсрочка платежей;
- кредитно-денежные инструменты (учетная ставка, обязательное резервирование, лизинг, операции па рынке ценных бумаг);
- валютные (обменные курсы);
- таможенные (пошлины, сборы, льготы);
- инвестиционные (прибыль, амортизация, государственные гарантии инвестиций).
На уровне хозяйствующих субъектов могут использоваться такие административно-экономические инструменты, как контроллинг, диагностика, нормирование, планирование, взыскание, инструктирование, денежное стимулирование и пр.
Административные инструменты представлены различными постановлениями, нормами и разрешениями, но в условиях современного рынка применять их следует очень осторожно. В качестве критериев установления границ вмешательства государства в производственную систему выступают: показатели эффективности функционирования и бюджетной политики. Задача государственного регулирования - объективная оценка своей совместимости с конкуренцией и рынком, а также поиск вариантов повышения эффективности взаимодействия. Вместе с тем что финансовая помощь государства в больших размерах может чрезвычайно сильно влиять на элементы производственной системы.
Механизмы устранения нарушений экономической безопасности
Система, устраняющая функциональные нарушения в безопасности предприятия, включает механизмы четырех типов: резервирование, регулирование, компенсация и защита.
Механизмы резервирования означают возможность реализации или корректировки инвестиционных проектов, поскольку в деятельности предприятия для этого образовался неиспользуемый избыточный резерв.
Регуляторный механизм является механизмом управленческого регулирования, который требует вовлечение дополнительных производственных ресурсов в процессы регулирования. Действенность регуляторного механизма сохраняется до тех пор, пока не превышены пределы наращивания или сокращения напряженности функциональных связей. В этом случае можно говорить о низком уровне экономической безопасности, а значит, управляющей подсистеме означает необходимо реформирование и привлечение дополнительных средств для перехода предприятия к нормальному состоянию.
Компенсаторные механизмы используются случаях, когда существующая структура не справляется с внутренними или внешними возмущениями и есть необходимость изменения структуры за счет дополнительных ресурсов или нестандартных решений.