Сектора экономики
Деление на экономические сектора преследует практическую цель. Экономика страны является одной из основных структур, которую изучает теоретическая часть науки. Сама хозяйственная система страны является сложной системой, состоящей из большого числа элементов и взаимосвязей между ними. Изучение этой структуры позволяет отслеживать ее закономерности и процессы, определяющие те или иные тенденции. Деление на сектора позволяет облегчить системный подход к изучению экономики страны.
Сектор представляет собой условное объединение хозяйствующих субъектов в совокупность по схожим признакам целям, видам хозяйственной деятельности, функциям, источникам финансирования, методам достижения поставленных стратегических и тактических задач. При этом деление на сектора может производиться относительно различных признаков подсистем. Так в зависимости от владельца собственности могут говорить о частном или государственном секторе. Цикл производства товара так же может быть отправной точкой деления на сектора. Часто выделяют производственный, непроизводственный и финансовый сектор по принципу осуществления хозяйственной деятельности. Но наиболее известная классификация происходит относительно субъекта экономических отношений. Выделяют:
- Население или сектор домашних хозяйств, который создает предложение факторов производства. Сами домашние хозяйства выступают главными потребителями продукции и услуг, а так же общественных благ.
- Предприятия или реальный сектор экономики занимаются производством благ, требуемых обществом. Этот сектор является основным потребителем трудовых ресурсов населения. Здесь формируется большая часть дохода бюджета страны.
- Государственные учреждения или государственный сектор занимается вопросами создания общественных благ, обеспечения прав всех экономических агентов на территории страны.
- Внешние экономические агенты обычно представлены нерезидентами и их компаниями, работающими на территории государства, либо имеющими экономические связи с организациями резидентами.
Сущность приватизационного процесса
Модель рыночной экономики строится на многообразии форм собственности. Командная модель, действовавшая в России, до перехода к рынку отличалась государственной собственностью, централизацией и монополией большинства отраслей и производственных структур. Для того, чтобы реализовать основные принципы рыночной экономики, было принято решение о приватизации государственной части имущества.
Сущность приватизации заключается в передаче или продаже государственной собственности в частные руки. В этом процессе участвуют две стороны, одна из которых обязательно должна быть юридическим лицом.
Приватизация является частью разгосударствления. Последнее представляет собой постепенную государственную демонополизацию, которая может включать в себя множество мероприятий, одним из которых, может быть приватизация. При этом разгосударствление возможно без передачи собственности в частные руки. Формирование различных форм собственности может быть достигнуто в ходе децентрализации государственной системы.
Приватизация преследует следующие цели:
- создание условий равноправия для всех форм собственности;
- отказ от производственной монополизации;
- стремление к установлению баланс доходов населения;
- перераспределение денежных средств;
- создание класса собственников;
- реализация мероприятий по организации фондового рынка.
Для осуществления этих целей необходимо было провести ряд мероприятий, включавших в себя реализацию объектов хозяйствования, в том числе после их ликвидации. Проведение торгов на аукционах, частичная продажа акций компаний и их передача в частное управление. Так же предполагалось выкупить имущество предприятий, находившихся в аренде. Выполнение этих мероприятий должно было решить следующие задачи:
- повысить производительность труда и эффективность предприятий;
- уменьшить долю государственных расходов на экономику;
- сформировать сторонние поступления в казну;
- уменьшить задолженность бюджета, государственный долг;
- создать условия для роста благосостояния населения;
- привлекать работников к управлению компаниями;
- реализовать программы по развитию малых и средних форм хозяйственных объектов.
Приватизация секторов экономики
Приватизация подразумевает проведение передачи государственной собственности в частные руки, то есть приватизацию государственного сектора экономики. В Западных странах этот процесс был направлен на усиление экономической системы страны. Наиболее успешной программой приватизации принято считать британскую модель, так как она выполнила основные задачи по повышению конкурентоспособности и эффективности предприятий, увеличению доходов бюджета. Сам процесс приватизации осуществлялся за счет выпуска ценных бумаг с их последующей продажей на фондовых биржах, реализации части предприятия на фондовом рынке, выкупа компании трудовым коллективом, либо передачи организации в управление коллективом со списанием всех долгов.
Большинство стран придерживалось схемы реструктуризации предприятий, с последующей продажей акций на рынке. В России приватизация проводилась обратным путем, что в конечном итоге привело к формированию крупных корпораций на основе акционерного общества. Получившие в свое управление предприятия собственники, проводили полное перепрофилирование деятельности компании, что в итоге сформировало перекосы в хозяйственной системе страны. Больше всего пострадали предприятия социальной и научной сферы, что привело к росту напряженности в обществе.
Однако, основная задача приватизации была выполнена. Был преодолен товарный дефицит, а реальный сектор экономики постепенно перешел на механизм рынка. Это способствовало повышению инвестиционной привлекательности экономики страны, увеличило возможности экономического роста, а так же интеграции хозяйственной системы России в мировую экономику.
Таким образом, приватизация государственного сектора является одним из этапов изменения общественного строя и перехода к рыночным отношениям. При этом важно сохранять рациональный подход в процессе передачи прав собственности, так как часть предприятий можно продать, а другая часть должна остаться в полном или частичном государственном управлении, в целях обеспечения защиты интересов страны. Однако, сохранение доминирующей роли государства ведет к экономической стагнации и последующей деградации хозяйственных процессов.