Реципиент – это объект или субъект, который получает (принимает) что-либо от другого объекта или же субъекта, являющегося донором.
Страны-реципиенты в инвестировании
Повышение роли и масштабов потоков иностранных инвестиций в мировой экономике связано с наличием возможности получения взаимной выгоды от данного процесса как странами-донорами, так и странами-реципиентами.
В странах-реципиентах, привлекающих иностранные инвестиции, наблюдается переход на догоняющую модель развития. Постепенно спрос на прямые иностранные инвестиции со стороны стран-реципиентов увеличивается, за счет чего формируются и используются специальные программы, побуждающие иностранных инвесторов вкладывать свой капитал. На сегодняшний день страны-реципиенты используют широкий спектр мер, который призван увеличить объемы инвестирования:
- Гарантирование государством защиты от инвестиционных рисков;
- Государственная организационно-правовая поддержка, призванная уменьшить транзакционные издержки;
- Предоставление налоговых льгот и субсидий и т.д.
Понятие международной трудовой миграции
Международная миграция трудовых ресурсов представляет собой процесс перемещения рабочей силы из одного государства в другое с целью трудоустройства с более выгодными условиями.
Международная миграция труда является частью более глобального явления – мировой миграции населения, которая представляет собой процесс перемещения населения из одного государства в другое как по экономическим, так и по политическим, культурным, этническим, семейным и другим мотивам.
Эмиграция – это выезд из страны проживания в другую страну на постоянное место жительства, иммиграция же является обратным процессом, т.е. население въезжает в страну.
По данным в 2010 году в мире насчитывалось около 214 млн. человек (это 3% от всего населения мира), которые проживали в одной стране, но переселились в нее из других. Также многочисленна та категория мигрантов, которые переехали в чужую страну временно, к примеру, работали по временному контракту. Многие временно работают за рубежом нелегально, т.е. без какого-либо контракта.
Страны-реципиенты и страны-доноры в трудовой миграции
Анализируя международные миграционные потоки важно определить основные центры сосредоточения мигрантов, а именно, страны-реципиенты, и страны, в которых больше всего наблюдается отток мигрантов, такие страны называются странами-донорами.
Лидирующие позиции среди центров притяжения миграционных ресурсов занимают США и Западная Европа. По оценкам статистических органов США в стране в 2010 году временно или постоянно проживали 37,6 млн. чел., которые родились за пределами США, в том числе около 10 млн. чел. относились к нелегальным иммигрантам. Ежегодный прирост иммигрантов в Западной Европе по некоторым оценкам достигает 1,5 млн. чел, 700 тыс. из которых относятся к рабочей силе. Примерами менее масштабных областей сосредоточения иммигрантов являются Австралия и Канада.
Так, в последнее десятилетие крупным мировым центром притяжения иммигрантов выступает и Россия. Приток переселяющихся иммигрантов составляет более 0,2-0,4 млн. человек в год.
Регулирование трудовой миграции на государственном уровне
Цель регулирования трудовой миграции на уровне государства состоит в достижении необходимого для принимающей стороны уровня иммиграции, а также в привлечении нужных работников. Внешняя трудовая миграция регулируется при помощи двусторонних и многосторонних отношений межправительственного уровня.
В странах-реципиентах применяются следующие ограничения на въезд трудовых иммигрантов:
- Работник должен иметь профессиональную квалификацию, стаж работы;
- Возрастные ограничения;
- Ограничения по состоянию здоровья (запрещен въезд людям с наркотической зависимостью, больным ВИЧ и психическими расстройствами);
- Существуют политические и социальные ограничения, что проявляется в том, что не допускается иммиграция ранее осужденных лиц за уголовные преступления, лиц, состоящих в реакционных партиях;
- Установление квот со стороны государства на максимальную долю иностранной рабочей силы в национальной экономике, отдельных отраслях и предприятиях. Отдельные страны устанавливают ограничения на въезд для иммигрантов из стран Африки, Азии и т.д.
Экономическое регулирование миграции трудовых ресурсов регулируется с помощью следующих мер:
- Иммигрант обязан уплатить пошлину за трудоустройство;
- В первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в национальную экономику страны-реципиента;
- Предприниматели, использующие труд иммигрантов, уплачивают дополнительный налог;
- Время пребывания иностранной рабочей силы в данной стране ограничивается.
Государства могут применять как профессиональные, так и отраслевые ограничения на использование трудовых ресурсов из-за рубежа в виде запретов. При явных запретах прямо указываются профессии, которыми нельзя заниматься иностранцам.