Сущность потребительского спроса
Потребительский спрос – это ведущий фактор роста экономики в индустриальных странах. Наиболее значительным его влияние оказывается в малых государствах, где потенциал внутреннего рынка товаров довольно ограничен. Активный спрос потребителей способствует увеличению занятости, поскольку большая часть рабочей силы как правило сосредоточена на предприятия, где экономическая деятельность стимулируется спросом со стороны населения. Такие компании часто обладают более высокой трудоемкостью в силу их технологической и социальной специфики.
Рассмотрим структуру личного потребления. В основе потребительского спроса лежит личное потребление, которое занимает около 63-64%. Приобретение продукции – это неотъемлемая часть повседневной жизни любого человека. Довольно длительный исторический период основной долей расходов населения являлись продукты питания и предметы одежды.
Однако, за последние десятилетия структура стоимости личных потребностей подверглась существенным изменениям. Первичные потребности относительно сократились, а расширились потребности более высокого ряда. Это послужило основанием для усиления эластичности между спросом и величиной доходов.
Важную роль в вещественной структуре спроса играют потребительские товары длительного пользования, например, бытовая техника, предметы интерьера, автомобили, ювелирные изделия и т.д.
Структура и масштаб личного потребления зависит от уровня богатства и доходов граждан. В краткосрочном периоде экономическая ситуация играет важную роль в развитии потребительского рынка. А в долгосрочном периоде на потребительский рынок наибольшее влияние оказывают перемены в структуре населения и рынка труда. Динамика заработной платы также влияет на распределение доходов. Однако перемены в личном богатстве (акциях, облигациях, жилье) оказывают на потребительские расходы большее влияние, по сравнению с изменениями в доходах. Также на формирование спроса влияет потребительский кредит. Сбыт определенной доли общественного продукта невозможно было бы осуществить без потребительского кредита.
Бюджетное ограничение и потребительская корзина
Все потребители, действуя согласно принципу рациональности предпочтений, всегда стремятся к покупке таких благ, которые максимально отвечают их потребностям, способны принести наибольшую полезность и соответствуют их платежеспособности, т.е. конкретной величине доходов в определенный временной период. Поэтому покупатели не могут приобрести все и сразу, поскольку выбор субъекта экономики не является произвольным, а находится под влиянием множества факторов рынка. главный неценовой фактор – это уровень дохода, так как с его помощью определяется платежеспособность субъектов экономики, т.е. их возможность осуществлять те или иные покупки. Уровень дохода играет важнейшую роль в формировании спроса и существенно влияет на установление равновесия на рынке.
Бюджетное ограничение – это барьер на пути к осуществлению на рынке сделок купли-продажи, он может возникнуть из-за нестабильности доходов или цен. Другими словами, субъект экономики обладает выбором только лишь в рамках имеющихся у него денежных средств.
Однако, при развитии системы кредитования стали широко распространяться покупки «в кредит» с обязательствами возврата за определенный период и возмещением процентов.
Потребительская корзина – это возможная комбинация продуктов и услуг, которые могут быть приобретены за имеющуюся денежную сумму при данном уровне ценообразования. Потребительская корзина в первую очередь состоит из первостепенных благ. Каждый отдельный экономический субъект имеет индивидуальный состав потребительской корзины, поскольку потребности каждого человека крайне дифференцированы в связи с различиями во вкусах, доходах и т.д.
Значимую роль при определении структуры потребительского набора и осуществлении выбора играет закон оптимального потребления В. Парето. Доход находится в конкретных рамках и является абсолютной величиной, а потребности призывают к покупке не одного продукта. В связи с этим экономические субъекты всегда находятся перед выбором: какое благо в данный момент времени является наиболее важным и в каких количествах его необходимо приобрести.
Принцип Парето-эффективности: невозможно улучшить собственное благосостояние без уменьшения благосостояния другого. Другими словами, для того, чтобы приобрести какие-либо блага в большем количестве, следует отказаться от потребления других. Таким образом определяется оптимальная комбинация благ, которая позволяет осуществлять рациональный выбор.
Потребительский спрос как основа роста экономики
Развитие спроса со стороны потребителей – это главная задача государства, от выполнения которой зависит экономический рост России. Вклад потребительского спроса в ВВП составляет около половины. Однако, при падении доходов населения в условиях кризиса, потребительский рынок находится в состоянии рецессии.
По данным Росстата, потребление домохозяйств в объеме использования ВВП в России в 2015-2016гг. находилось на уровне 52%. В посткризисный период потребительский спрос является главным локомотивом экономики.
Стимулирование потребительского спроса может осуществляться следующими методами:
- Поддержка платежеспособности при помощи предоставления кредитов;
- Повышение конкурентоспособности отечественных товаров, в результате чего снизится цена на продукты питания для конечных потребителей;
- Меры по снижению инфляции и инфляционных ожиданий, что позволит обеспечить долгосрочную положительную динамику роста экономики;
- Стимулирование инвестиций, ведение активной рыночной политики;
- Развитие в стране формата дискаунтеров;
- Оптимизация ассортимента в розничных магазинах;
- Разработка собственной торговой марки в продуктовый ритейлах.