Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение потребительского спроса

Потребительский спрос

Определение 1

Цель экономического развития – это удовлетворение потребностей населения. Под потребностью понимается необходимость человека в социальных и материальных благах, духовных ценностях и услугах. Потребность в продуктах народного потребления – это спрос.

Спрос представляет собой определенную часть общественных потребностей, которая обеспечивается денежными средствами. Основная характеристика спроса – это платежеспособная потребность населения, которая равна максимальной возможности покупателей заплатить за товары.

Объем спроса – это наибольшее количество товара, которое покупатель готов приобрести по заданной стоимости за конкретный временной период.

Повышение материального благосостояния населения влечет за собой не только увеличение числа потребителей, но и систематическое изменение их структуры. Повышается спрос на высококачественные, модные товары, технически сложную продукцию. Увеличиваются требования населения к оформлению товаров, качеству, способам отделки, моделям и т.д.

Спрос является формой проявления на рынке потребностей. Исследование покупательского спроса позволяет обеспечивать правильное соотношение объема производства и потребления, дает возможность активного воздействия на промышленность с целью обновления и расширения товарного ассортимента и повышения качества продукции. При этом торговля не только пассивно регистрирует изменения спроса покупателей, но и активно его формирует.

Сфера торговли активно воздействует на привычки и потребление покупателей, позволяет сделать их более разумными и рациональными.

На формирование спроса влияют:

  • Уровень развития процессов производства товаров;
  • Численность населения, его состав, покупательская способность, культурный уровень;
  • Национальные особенности, исторические, географические, климатические и профессиональные;
  • Уровень цен на данные товары, на товары-заменители, товары, которые дополняют данный в процессе потребления;
  • Уровень свободных доходов населения;
  • Модные тенденции;
  • Сезон;
  • Потребительские ожидания;
  • Рекламная активность и т.д.
«Изучение потребительского спроса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В рыночной экономике знание спроса и характерных черт его развития позволяют рационально распределять на территории страны торговые ресурсы, оказывать активное воздействие на промышленность, повышать качество и ассортимент выпускаемых товаров, формировать ассортимент оптовой и розничной торговли.

Методы анализа потребительского спроса

Исследование спроса должно быть основано на комплексом подходе, который позволяет получить наиболее полную информацию о товарах, интересных покупателю, и ценах, которые он готов заплатить за них. Такие данные не только способствуют анализу спроса, но и помогают определить тенденции его развития и изменения. Исследование и прогнозирование спроса – это необходимое условие эффективного маркетинга. Вся собранная информация о существующем спросе позволяет обосновать различные коммерческие решения.

Анализ спроса населения может проводиться в двух направлениях:

  • Исследование группового ассортимента и общего уровня спроса;
  • Исследование внутригруппового ассортимента, качественных оценок потребителей, оценок оформления товаров.

Данные по покупательскому спросу широко применяются в коммерческой деятельности при решении таких взаимосвязанных задач, как:

  • Правильное формирование товарного ассортимента на торговых предприятиях;
  • Своевременное пополнение ассортимента продукции на торговых предприятиях при помощи регулярных поставок товаров согласно потребительскому спросу.
  • Изучение покупательского спроса может проводиться различными методами и способами.

Методы и способы изучения спроса в розничной и оптовой торговле разграничивают, поскольку данные одного звена дополняются и уточняются данными другого, тем самым образуя единую систему анализа и учета спроса.

Оптовые предприятия торговли при обслуживании определенного территориально-экономического района и конкретных покупателей, анализируют объем спроса покупателей на ту или иную продукцию, его ассортиментную структуру.

Оптовые предприятия применяют следующие методы анализа спроса:

  • Метод оперативного учета продаж товаров и движения товарных запасов в прошлом периоде;
  • Метод изучения и обобщения заявок и заказов от оптовых покупателей;
  • Метод исследования и обобщения заявок со стороны розничных предприятий торговли на централизованные поставки товаров;
  • Метод учета и анализа неудовлетворенного спроса оптовиков;
  • Метод проведения конъюнктурных и ассортиментных совещаний с потребителями.

В розничных предприятиях торговли применяются следующие способы исследования покупательского спроса:

  • Анализ товарооборота, оборачиваемости товаров и товарных запасов;
  • Изучение реализованного и нереализованного спроса со стороны населения.

Изучение потребительского спроса

Товарооборот, являясь выражением спроса, отражает только реализованные потребности покупателей. Однако, существуют и нереализованные потребности, а именно, неудовлетворенный спрос.

Основные причины неудовлетворенного спроса:

  • Отсутствие в продаже нужных потребителю товаров;
  • Слишком высокая цена на товары, которая не соответствует текущим доходам населения.

Чтобы изучить неудовлетворенный спрос, применяются листы учета неудовлетворенных потребностей, которые ведут продавцы, контрольные листки, заполняемые самими покупателями, принимаются заказы на товары, отсутствующие в продаже, проводятся дни учета неудовлетворенных потребностей.

Методами изучения реализованного спроса являются:

  • Сплошное статистическое обследование;
  • Выборочное обследование;
  • Балансовый метод.
Замечание 1

Полученные данные позволяют определить общие закономерности становления спроса, структуру, его сезонные колебания. Самым распространенным и эффективным из вышеперечисленных является балансовый метод.

Дата последнего обновления статьи: 14.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot