Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изменение потребительского спроса

Понятие спроса. Кривая спроса

Спрос отражает поведение потенциальных и фактических покупателей. Готовность потребителей купить данный товар определяется его платежеспособность и желанием приобрести продукцию. Величина спроса должна быть конкретной и относится к определенному временному промежутку.

Из всего вышесказанного следует, что спрос представляет собой возможность и желание покупателей приобрести данный товар по определенной цене в конкретный момент времени.

Спрос подразделяется на индивидуальный и рыночный. Индивидуальный спрос – спрос, который предъявляется на продукцию отдельным потребителем. Рыночным спросом является спрос, который предъявляется на товары всеми потребителями, действующими на рынке.

Определение 1

Объем спроса – количество товара, которое потребитель может и желает приобрести в конкретный промежуток времени и при данной стоимости. Ценой спроса является максимальная цена на товар, которую потребитель готов заплатить.

Представить спрос можно несколькими способами:

  • Табличным. В таблице отражается потенциальное количество товара, на которое предъявляется спрос при различных уровнях цен.
  • Графическим. На графике спроса отражается количество товаров, которое покупатели готовы и желают приобрести по различным ценам. Цена как правило размещается на вертикальной оси, а объем спроса – на горизонтальной.
  • Аналитическим. В данном случае функция спроса описывает зависимость уровня спроса от различных факторов, основным их которых является цена.

На рисунке 1 представлена функция спроса, где $Q_d$ – величина спроса на продукцию, шт., $P$ – цена данной продукции, ден. ед.

Кривая спроса. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Кривая спроса. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

«Изменение потребительского спроса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Закон спроса гласит, что при других равных условиях снижение цены обуславливает увеличение спроса и наоборот.

Закон спроса объясняется несколькими причинами: уровнем доходов, эффектом замещения, снижающейся предельной полезностью.

Закономерности развития спроса

Закономерностями развития спроса в развивающейся экономике являются:

  • Увеличение общего числа потребляемых товаров и спроса на них;
  • Улучшение структуры спроса потребителей;
  • Сближение структур и уровней потребления и спроса жителей различных регионов государства и отдельных социальных групп.

Первая закономерность, т.е. динамика и масштаб развития общего реализованного спроса выражается показателями количества продаж различных товаров относительно следующих показателей: ВНП, ВВП, НД, денежных доходов всего населения.

Вторая закономерность связана с первой и позволяет улучшать структуру спроса. В экономически развитых государствах и государствах с развивающейся экономикой структура потребительского спроса изменяется в следующих направлениях:

  1. Повышение доли платных услуг в общем потреблении и спросе;
  2. Повышение доли непродовольственной продукции;
  3. Высокий темп роста на товары с длительным сроком использования;
  4. Повышение доли высококачественных продуктов питания;
  5. Постепенная замена полуфабрикатов готовой продукцией;
  6. Обновление и расширение ассортимента, повышение качества услуг и товаров.

Цена – это самая важная детерминанта количества любых приобретаемых товаров, однако, существуют и другие, неценовые детерминанты.

Неценовые детерминанты:

Вкусы потребителей. Благоприятное изменение вкусов и предпочтений потребителей в отношении данного продукта, которое вызвано рекламой или изменением модных тенденций, будет означать увеличение спроса по каждой цене. Перемены неблагоприятного характера в предпочтениях потребителей будут означать снижение спроса, что повлечет за собой смещение влево кривой спроса. Также на потребительские вкусы могут оказать влияние технологические изменения.

Количество покупателей. При увеличении на рынке числа покупателей повышается и спрос, а уменьшение наоборот приводит к сокращению спроса.

Уровень доходов. Влияние на спрос изменения денежных доходов довольно сложно описать. При повышении доходов спрос на большинство товаров увеличивается.

Стоимость сопряженных товаров. Если два товара взаимозаменяемы, то цена на один из них и спрос на другой находятся в прямой зависимости. Если же товары являются взаимодополняющими, то цена на один и спрос на другой имеют обратную связь. Многие товары независимы друг от друга, т.е. самостоятельны, а изменение стоимости одного незначительно влияет на спрос на другой.

Ожидания потребителей. Ожидание относительно цен на продукты, наличие товаров и будущий доход способны повлиять на спрос. Ожидание снижения цен и падения доходов обычно приводит к сокращению спроса на продукцию.

Экономический анализ потребительского спроса

Чтобы охарактеризовать падение кривой спроса на конкретном участке, применяется функция эластичности.

Экономисты для измерения чуткости и чувствительности потребителей к изменениям цен на товары, используют концепцию эластичности цены. В спросе на некоторые товары чуткость потребителей относительна к изменениям стоимости, небольшие изменения в ценах приводят к существенным изменениям в количестве приобретаемых товаров. Спрос на такие товары называется относительно эластичным или эластичным. При нечутком отношении потребителей к изменениям цен на другие товары количество покупок при изменении стоимости на них изменяется незначительно. В таком случае спрос является относительно неэластичным или неэластичным.

Функция эластичности показывает степень чувствительности перемены одного показателя к переменам другого, другими словами, на сколько изменится одно число при изменении другого.

Эластичность имеет определенные свойства:

  • Ценовые интервалы и эластичность. Эластичность может варьироваться в зависимости от конкретного ценового интервала.
  • Наклон кривой спроса и эластичность. Эластичность можно определить по внешнему виду графика.
  • Постоянные и изменяющиеся эластичные кривые спроса. Определение эластичности происходит в заданном интервале. Ее определение на другом интервале может оказаться таким же или измениться.
  • Линейный вид кривой спроса. Изменение эластичности происходит по мере движения вниз по кривой спроса.
Дата последнего обновления статьи: 14.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot