Естественные монополии
Естественная монополия – это предприятие, которое способно нормально функционировать только при полном отсутствии конкуренции.
Она может быть создана искусственно государством. Естественная монополия, как и другие виды монополии, предполагает возможность устанавливать объем выпуска или цену вне зависимости от требований рынка. То есть, монополист способен действовать в собственных интересах, если иное не предусмотрено антимонопольным законодательством.
Возникновение монополии может быть вызвано рядом причин. Среди них стремление к получению монополистической прибыли, высокая доля постоянных издержек, наличие законодательных барьеров, особенности внешнеэкономической политики, проведение операций поглощения или слияния компаний в одну крупную. Если постоянные издержки существенны, то государство может ограничить количество предприятий в отрасли за счет стандартов или лицензий. Это делается для того, чтобы появился экономический эффект от деятельности компании.
Естественные монополии имеют следующие характеристики:
- Большие масштабы
- Снижение издержек на единицу продукции.
- Отсутствие товаров-субститутов.
- Спрос в меньшей степени зависит от изменения цены.
- Услуги компании могут иметь аналоги, но по общепринятым нормам она считается монополистом.
Таким образом, естественные монополии являются формой монополии, при которой экономический эффект достигается через искусственное снижение конкуренции в отрасли.
Естественные монополии России
Проведение разгосударствления собственности в России сопровождалось определенными особенностями, что привело к формированию большого числа фирм-монополистов. К характеристикам вновь созданных акционерных обществ относят:
- Закрепление контрольных пакетов акций в руках государства.
- Полнота и завершенность технологического цикла.
- Обеспечение доступа к уникальным ресурсам.
С юридической точки зрения изменения в экономике страны произошли, но фактически крупные государственные предприятия, распространявшие свое влияние на отрасль так и продолжили существовать, но в новом правовом статусе.
Российские естественные монополии неоднородны и противоречивы. Они представляют единство трех фирм – регулируемой, частной и государственной. Результатом становится низкая эффективность выполняемых функций. Чтобы обосновать эту гипотезу применяется институциональный подход. Появляется возможность сопоставить естественные монополии на предмет прав собственности и соответствующие цели и выполняемые функции.
Регулирование естественных монополии со стороны государства строится на совокупности механизмов контроля. Внешний контроль осуществляется через принятие законодательных актов и корректировки налогообложения. Внутренний контроль реализуется с помощью присутствия контролирующих органов внутри компании. Но здесь происходит конфликт интересов между целями монополий и антимонопольной службы.
Естественные монополии в России являются частными компаниями. При этом государство закрепляет в них долю своего участия через приобретение пакета акций. Как коммерческие структуры компании стремятся увеличить прибыль. Однако, тотальный контроль со стороны государства над деятельностью таких предприятий сохраняется, что отпугивает иностранных инвесторов.
Еще одной проблемой российских естественных монополий является нечеткая спецификация прав собственности. Даже если в совет директоров приглашаются иностранные лица, система управления остается непрозрачной. Государство получает возможность манипулировать деятельностью компании и влиять на решения руководителей.
Социально-экономическая сущность естественных монополий
Отличительная особенность российских естественных монополий заключается в том, что участие государства проявляется в двух направлениях. Оно является субъектом регулирования отношений, при этом является ответственным за производство общественных благ. В случае, если государство получает доход от деятельности монополий, то его заинтересованность в решении социальных вопросов снижается. То есть, социально-экономические проблемы остаются приоритетом в случае, если государственная власть живет на налоги населения. Оно заинтересовано в росте благополучия населения. Если же существенная часть бюджета формируется за счет поступлений от работы государственных организаций, то интерес власти к проблемам нации снижается.
Если рассматривать российские добывающие отрасли, то национализация в них проводилась через смену статуса крупных компаний, а также через вытеснение иностранных конкурентов с внутреннего рынка. Сегодня естественные монополии являются источниками доходов бюджетов всех уровней. При этом они наделяются исключительными правами не только на доступ к ресурсам, но и на представительство в международной торговле.
Социально-экономическая природа естественных монополий Росси достаточно противоречива. Проблема заключается в том, что они не в полной мере выполняют свои функции. С одной стороны, как частные фирмы они стремятся максимизировать доход. Как часть госсектора, они хотят сохранить монополистическое положение на рынке. Чтобы не потерять эффективность, государство регулирует тарифы.
Государственная политика в сфере регулирования естественных монополий направлена на дальнейшее разгосударствление стратегически важных отраслей экономики. Считается, что это станет толчком к росту конкуренции, повышению экономической эффективности. Чтобы решить эту задачу необходимо создание институциональной среды, в которой будут учитываться интересы всех субъектов экономики. То есть, экономические цели будут реализовываться частным и государственным сектором.