Сбалансированная система показателей – это концепция стратегического управления фирмой на базе измерения и оценки эффективности работы по оптимально подобранным показателям, отражающим все аспекты ее деятельности.
Сбалансированная система показателей и этапы ее внедрения
Пристальное внимание только к финансовым показателям не дает достаточного представления о состоянии предприятия и не позволяет составить точный прогноз развития. Именно поэтому помимо финансовых используются и нефинансовые показатели, позволяющие дополнить финансовые. С этой целью внедряется комплексная система учета всех показателей, т.е. сбалансированная система показателей (ССП).
ССП является дополнение системы финансовых параметров свершившегося прошлого, кроме этого:
- Показывает источники роста доходов;
- Показывает клиентов, обеспечивающих данный рост и причины;
- Выявляет основные бизнес-процессы, которые должна усовершенствовать компания для как можно лучшего представления своего уникального предложения потребителю;
- Позволяет направить инвестиции и ориентировать на это направление персонал, внутренние системы компании, корпоративную культуру и климат.
Главным предназначением ССП является обеспечение разработки необходимых показателей и контроль исполнения стратегии. ССП – это составная часть системы управления предприятием, она может выступать в качестве его основного ядра.
С помощью ССП реализация стратегии становится регулярной деятельностью каждого подразделения, управляемого на основе планирования, учета, контроля, анализа сбалансированных показателей.
Эффективность ССП напрямую зависит от качества ее внедрения.
ССП внедряется в 4 этапа:
- На первом этапе ведется подготовка к разработке ССП;
- На втором этапе ССП разрабатывается;
- На третьем этапе осуществляется каскадирование ССП;
- На четвертом этапе контролируется выполнение стратегии.
Охарактеризуем каждый этап внедрения.
На первом этапе крайне важно разработать стратегию, выявить перспективы и решить, для каких организационных уровней и единиц будет разрабатываться ССП. Следует учитывать, что ССП является концепцией внедрения уже существующих стратегий, а не выработки принципиально новых.
В процессе определения подразделений необходимо помнить, что, чем больше подразделений компании управляются стратегически при помощи одной ССП, тем эффективнее можно каскадировать важнейшие цели с верхнего уровня.
Также важным мероприятием в процессе подготовки к разработке ССП является определение перспектив. Формулировка стратегических целей, выбор показателей и проработка стратегических мероприятий по двум и более перспективам позволяют обеспечить рассмотрение деятельности предприятия с разных сторон.
Разработка ССП ведется в несколько шагов:
- Конкретизация целей стратегии;
- Объединение целей стратегии причинно-следственными цепочками;
- Выбор показателей и выявление их целевого значения;
- Определение связей между показателями и бизнес-процессами;
- Проработка стратегических мероприятий.
При разработке ССП следует учитывать, что ядром сбалансированной системы показателей являются стратегические цели, а не показатели.
Каскадирование позволяет повысить качество стратегического управления в каждой вовлеченной организационной единице, т.к. стратегические мероприятия и цели из вышестоящих подразделений могут последовательно передаваться в ССП нижестоящих. Данный процесс называется вертикальной интеграцией целей. Таким образом повышается вероятность достижения стратегических целей крупных подразделений и всего предприятия в целом.
На рисунке 1 представлен пример процесса каскадирования.
Рисунок 1. Процесс каскадирования ССП. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Внедрение ССП – это процесс, который требует значительных временных ресурсов, большая часть которых уходит на налаживание системы и ее поддержку. Чтобы улучшить ССП, руководство предприятия и ответственные за ее внедрение лица должны проводить постоянный анализ и оценку деятельности.
Перспективы рассмотрения организации в ССП
В ССП организация рассматривается с точки зрения 4-х перспектив:
- Перспектива развития и обучения. Данная перспектива включает обучение персонала и развитие корпоративной культуры. В компании, где трудятся квалифицированные кадры, сотрудники являются основным ресурсом. Определенные показатели должны показывать руководству, в каком месте необходимо сосредоточить средства на обучение сотрудников, чтобы они приносили максимальную пользу.
- Перспектива бизнес-процессов. Данная перспектива является составляющей внутренних бизнес-процессов. Показатели позволяют менеджерам выявить степень эффективности работы компании, степень соответствия продуктов и услуг требованиям клиентов.
- Перспектива клиентов. В современном менеджменте учитывается растущая важность ориентации на предпочтения клиента и его удовлетворенности. Низкая эффективность по данному направлению является важным индикатором будущего упадка предприятия.
- Финансовая перспектива. Всегда важна своевременная и полная информация о капитале, поэтому руководство компании должно делать все необходимое, чтобы ее обеспечить.
Преимущества и недостатки ССП
ССП в современном мире стала достаточно притягательной концепцией. В последнее время многие менеджеры во всем мире взялись ее реализовывать. Между тем ССП имеет не только положительные черты, но и отрицательные.
К положительной стороне ССП можно отнести то, что она доказала необходимость не только финансовых, но и нефинансовых показателей. ССП позволяет согласовать интересы всех подразделений в компании, направляя их внимание на одни и те же индикаторы.
Негативной стороной ССП является то, что она должна адаптироваться к конкретным условиям. К примеру, культурные и отраслевые различия Северной Америки и Китая не позволяют просто перенести ССП, которая была разработана для нефтяной компании в Америке, в компанию по импорту/экспорту в Китае.