Теоретические основы рыночного саморегулирования
Способность рынка к саморегулированию впервые была раскрыта английским экономистом Адамом Смитом. В конце XVIII века он опубликовал «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором разъяснил, что все предприниматели, стремясь обогатиться за счёт получения максимально возможной добавленной стоимости, направляются «невидимой рукой рынка» к тем целям, которые первоначально не входили в их намерения. То есть бизнесмены, преследуя собственные интересы, производят товары для удовлетворения потребностей других людей, что в результате приводит к пользе для всего общества.
«Невидимая рука рынка» воздействует на установление горизонтальных экономических связей. Это означает, что и продавцы, и покупатели добровольно вступают в отношения с контрагентами в целях извлечения из сделки материальной выгоды. Их интересы, которые экономической теорией оформляются как предложение товаров и покупательский спрос, урегулируются благодаря действию механизма свободных рыночных цен.
Этот механизм позволяет привести в уравновешенное состояние товарно-денежное обращение. Данная цель достигается в результате выполнения системой рыночных цен следующих функций:
- информационная функция – цены сообщают о том, какие спрос и предложения сформировались на рынке;
- стимулирующая функция – цены способны стимулировать или сдерживать деятельность производителей и покупателей;
- распределительная функция – цены стимулируют участников рынка размещать свои средства в наиболее прибыльных отраслях экономики.
Однако на рубеже XIX–XX вв. свободный рынок перестал быть регулятором национального хозяйства. Изменение его роли было обусловлено необходимостью для государств обеспечить национальную (в частности, экономическую и социальную) безопасность, ограничить влияние монополий, что потребовало создание крупного государственного сектора. С того момента в качестве одного из регуляторов рынка стало действовать государство.
Саморегулирование рынка в России
В некоторых странах (в том числе, и в Российской Федерации) происходит трансформация государственного регулирования предпринимательской деятельности. Если ранее государственные органы использовали такой традиционный способ воздействия на бизнес, как лицензирование, то сейчас всё большее распространение получает саморегулирование.
В России появление саморегулирования рынка и создание саморегулируемых организаций базировалось на том опыте, который в значительном объёме был накоплен в ходе объединения отечественных предпринимателей в профессиональные сообщества, а также на данных о деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в зарубежных странах.
Саморегулирование представляет собой самостоятельную и инициативную деятельность субъектов определённой сферы предпринимательства, которая заключается в разработке и установлении стандартов и правил осуществления деятельности в данной сфере, а также в контроле за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Предназначение института саморегулирования состоит в том, чтобы при регулировании предпринимательской деятельности соблюдался баланс частных (коммерческих) и публичных (государственных) интересов. Основными составляющими саморегулирования являются стандартизация и контроль. Саморегулирование рынка преимущественно реализуется по следующим направлениям:
- обеспечение защиты прав и интересов предпринимателей;
- повышение качества оказываемых предпринимателями услуг;
- выработка единой политики ведения профессиональной деятельности.
Саморегулирование, реализуясь на условиях объединения субъектов предпринимательской в саморегулируемые организации, обеспечивает передачу государством организациям отдельных функций по государственному регулированию предпринимательской деятельности и по обеспечению функционирования отдельного сегмента рынка.
Характеристика моделей саморегулирования рынка в России
В современной экономической теории во взаимосвязи с правом принято выделять три основные модели саморегулирования рынка:
- добровольное саморегулирование – объединение в саморегулируемые организации предпринимателей одной отрасли (профессии) по собственной инициативе; их статус подробно регламентирован законодательством, однако какого-либо одобрения или специальной защиты со стороны государства они не получают;
- делегированное саморегулирование – государство делегирует ранее осуществляемые им самостоятельно властные полномочия по контролю и надзору за определенным видом предпринимательской деятельности;
- смешанное саморегулирование – саморегулируемые организации приобретают полномочия по выполнению некоторых функций, большая часть которых (прежде всего, принудительного характера) остаётся за государством.
По мнению экспертов, в Российской Федерации, несмотря на законодательно закреплённую добровольность участия, сформировалась форма делегированного саморегулирования. В частности, установлены те сферы экономики, в которых наличие саморегулируемых организаций обязательно: аудиторская деятельность, строительство, архитектурно-строительное проектирование, инженерные изыскания, деятельность арбитражных управляющих и др.