Формирование рынка информационных товаров
Формирование рынка информационных продуктов началось с середины 20-го века, когда основными поставщиками информации стали информационные службы научно-технических и академических обществ, учебных заведений и государственных учреждений. Потребляли информацию в основном ученые и технические специалисты.
С начала 1960-х годов вместе с информационным рынком начал образовываться рынок услуг по электронной обработке и передаче информации. В то время широко внедрялась компьютерная техника, поэтому важным видом информационных продуктов стали базы данных, которые содержали в себе различную информацию по всем отраслям знаний.
С середины 1970-х годов начали создаваться национальные и глобальные сети передачи данных, где ключевым видом информационных услуг являлся диалоговый поиск данных в удаленных от пользователей базах данных.
В 1980-х годах информационная индустрия занимает уже большой удельный вес национальном хозяйстве и оказывает влияние на социальную и экономическую жизнь общества. На сегодняшний день лидирующие позиции на информационном мире занимают Япония и США.
Общественный информационный потенциал – это совокупность средств, условий и методов, которые позволяют пользоваться информационными ресурсами. К этой категории относится не только индустриально-технологический комплекс по производству современных средств обработки и передачи данных, но и научно-исследовательские, учебные, административные, коммерческие и другие организации, занимающиеся обеспечением информационного обслуживания на основе современных информационных технологий.
Инфраструктура рынка
Можно выделить основные компоненты рынка информационных товаров и услуг:
- Технологическая и техническая, куда входят новейшее информационное оборудование, компьютеры, развитые компьютерные сети и технологии обработки данных;
- Нормативно-правовая составляющая, к которой относятся все юридические документы, обеспечивающие цивилизованные отношения в информационном пространстве;
- Информационная составляющая, куда входят справочно-навигационные структуры и средства, позволяющие производить поиск необходимой информации;
- Организационная составляющая, включает методы государственного регулирования отношений между производителями и распространителями информационных товаров и услуг.
Под инфраструктурой информационного рынка понимается совокупность секторов, объединяющих организации или группы людей, предлагающие однородные информационные товары или же услуги.
Инфраструктура рынка информации представлена следующими секторами:
- Научно-технические товары: проектные, технологические, методические разработки по различным отраслям;
- Художественные объекты: текстовая, визуальная и аудиопродукция;
- Образовательные услуги, куда входят все виды обучения;
- Управленческие сообщения и данные: политические и хозяйственные данные, статистическая информация, информация о ситуации на рынке, рекламные сообщения, рекомендации и оценки по принятию управленческих решений;
- Бытовая информация: данные общего характера, информация о потребительском рынке и трудовом рынке.
В данной инфраструктуре отсутствуют следующие аспекты, характерные для информационного общества:
- Программный;
- Технический;
- Коммуникационный.
Помимо этого, существует разделение на области информационного рынка дистанционных услуг:
- Высокомонополизированный рынок, который предоставляет пользователям данные по их сфере деятельности;
- Продукты для принятия правильных управленческих решений, позволяющие использовать на предприятии данные о состоянии внешней среды;
- Домашний рынок, на котором предоставляются услуги бытового типа, к примеру, для осуществления электронных покупок и платежных операций.
Рынок информации, несмотря на различные концепции по его разделению на сектора, существует и быстро развивается, вместе с этим развивается и информационный бизнес, которые включает торговлю, посредничество и производство информации.
Информационный бизнес выполняет следующие функции:
- Управляется финансами и ведет учет;
- Управляет кадрами;
- Осуществляет морально-техническое снабжение;
- Организует производство;
- Проводит маркетинговые исследования;
- Выполняет консультационное обслуживание;
- Страхует имущество и информацию;
- Организует информационную безопасность;
- Проводит сервисное обслуживание.
Информационные товары и услуги
Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы или их массивы.
Информационные ресурсы государства рассматриваются в качестве стратегических ресурсов, аналогичных по значимости сырью, энергии, полезным ископаемым и т.д.
С развитием информационных ресурсов в мире деятельность по предоставлению информационных услуг превратилась в глобальную деятельность человечества, сформировался мировой и внутренний рынки информации, образовались различные базы данных, повысилась оперативность и обоснованность принимаемых решений на предприятиях.
Под информационным продуктом понимается совокупность данных, сформированная производителями информации с целью дальнейшего рассмотрения.
Ценность информационного товара напрямую зависит от возможной степени удовлетворения потребностей пользователей.
С появлением новых информационных технологий пользователям предоставляется не только информационный продукт, но и средства доступа к нему. Данные средства позволяют визуализировать компьютерные файлы, а также получить информацию в том объеме и формате, который необходим пользователю.
С появлением информационных товаров и услуг значительно расширился спрос на информацию, польку происходит индивидуализация предложения данных.
Информационные продукты и услуги предоставляют необходимую информацию, позволяющую воссоздавать знания.