Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рыночные структуры: монополистическая конкуренция и олигополия

Рынок и его структуры

Экономика любой страны представлена сложной системой экономических взаимоотношений между субъектами различных рынков с использованием экономических объектов и экономических благ. Она представляет собой процессы производства, распределения, сбыта и продажи экономических благ на всех уровнях экономики от глобального до микроэкономического. Экономика делится по принципу секторов и форм экономических отношений. К последним относят смешанную форму, форму рыночных отношений, административно - командную экономику, а так же традиционную форму экономических отношений. В настоящее время для большинства экономик в мире характерна форма рынка.

Определение 1

Рынок – это экономическая структура, способствующая созданию условий для обмена экономическими благами между его участниками.

Как правило, процедура обмена является добровольной с использованием денежных средств, либо может производится эквивалентный обмен одного экономического блага на другое. При свободном вступлении на рынок хозяйствующих субъектов и потребителей создаются условия для развития конкуренции, что в свою очередь способствует развитию рынка.

Рынок, как система экономических отношений, имеет сложную структуру. Классификация рынков может быть проведена на основе следующих признаков:

  • территориальная принадлежность;
  • субъекты экономических отношений;
  • объекты экономических отношений;
  • уровень экономической свободы;
  • ассортимент экономических благ;
  • законность взаимоотношений;
  • уровень конкуренции.
Замечание 1

По степени конкуренции рынок может быть разделен на олигополии, монополии, рынок монополистической конкуренции, а также рынок со свободной конкуренцией.

Монополистическая конкуренция

В первые понятие монополистической конкуренции появилось в первой половине двадцатого века.

«Рыночные структуры: монополистическая конкуренция и олигополия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Определение 2

Монополистическая конкуренция – это особый вид рыночной структуры, для которой характерно производство схожих, но не однородных экономических благ.

Товары или услуги на таком рынке могут отличаться друг от друга по качеству, форме, техническим характеристикам, а также по применяемой системе сервисного и гарантийного обслуживания. Кроме того, на спрос могут влиять престижность экономического блага, высокая информированность потребителей о продукции определенного производителя и другие психологические факторы.

Из всего вышесказанного следует, что каждый производитель, осуществляя свою деятельность на рынке подобной конкуренции, своим ценообразованием не влияет на конкурентов или на изменение спроса на рынке. При этом хозяйствующих субъектов, производящих схожую продукцию достаточно много и каждый из них имеет свою группу потребителей.

Например, определенный производитель продает экономическое благо, которое не создает больше никто из участников рынка, то есть он обладает монопольным правом на производство и реализацию данного продукта. При этом, верхний порог устанавливаемой производителем цены зависит только от престижности, так как при сильном повышении цены потребитель может уйти к конкуренту, производящему схожих продукт, но несколько с другими свойствами.

Таким образом, конкурировать за счет цены производители не могут, поэтому применяются методы дифференциации продукции, стимулирование сбыта с применением маркетинговых стратегий и тактик.

Вхождение на рынок монополистической конкуренции относительно легко осуществить. Трудности могут возникнуть при оформлении деятельности и при продвижении своего экономического блага. Фирмы уже работающие на рынке имеют преимущество перед новичками, так как уже потратили время на создание своей репутации и создали круг потребителей, привыкших к их продукции.

Предпринимателю необходимо разработать такое соотношение объемов производства и цены на продукцию, которое позволит сохранять стабильное существование на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.

На рисунке представлено соотношение объемов производства и цены, которые позволят получать прибыль в долгосрочном периоде, при условии, что максимальное число издержек равно предельному доходу $MR=MC$, а цена $P$ равна средним общим издержкам по производству ATC. Тогда прибыль от деятельности хозяйствующего субъекта будет нулевой. Чтобы повысить доходность применяют не экономические методы. Например, изменение территории сбыта, освоение новых рыночных сегментов, проведение рекламных компаний и маркетинговых стратегий.

Соотношение объемов производства и цены в долгосрочном периоде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Соотношение объемов производства и цены в долгосрочном периоде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Олигополия

Определение 3

Олигополия - это форма рыночной структуры, для которой характерно наличие нескольких производителей, своей деятельностью оказывающих влияние на рынок в целом.

Такая структура рынка, как правило, представлена, следующими формами объединений хозяйствующих субъектов:

  1. Тресты – организации, где ее участники теряют свою коммерческую самостоятельность.
  2. Синдикат – это совокупность хозяйствующих субъектов, производящих однородное экономическое благо для совместной продажи через торговые сети.
  3. Картель – объединение хозяйствующих субъектов в части соблюдения одного уровня цен, объемов производства и рынков сбыта.
  4. Концерн – совокупность экономических субъектов из разных отраслей, объединенных одной коммерческой целью.
  5. Холдинг – хозяйствующий субъект, осуществляющий управление производственными предприятиями, при этом сам холдинг может исполнять только управленческую функцию.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В условиях олигополии предложение сосредоточено в руках ограниченного числа производителей. Продукция однородна, даже при дифференцировании экономическое благо при данной структуре рынка считается однородным агрегированным продуктом.

На рынок достаточно сложно попасть. Производители на рынке не могут применять ценовую политику максимального понижения или повышения цен, так как своим ценообразованием влияют друг на друга.

Замечание 2

Антимонопольные государственные структуры следят за тем, чтобы в условиях олигополии не было условий для лидерства одной из компаний, которая впоследствии сможет стать монополистом, поэтому сговор по ценообразованию официально запрещен. Однако, негласно для такой структуры рынка характерно наличие лидера и используется ценовая политика «следования за лидером».

При этом лидер не может слишком снижать цену для того, чтобы порог вступления новых игроков в отрасль был достаточно высок. Такое соотношение цены и объемов производства для новых предприятий и лидера олигополии представлено на рисунке

То есть, для увеличения прибыли олигополисту можно было бы установить соотношение цены и объема производства соответственно $P_o$ и $Q_o$. Но для защиты своих конкурентных позиций они устанавливаются на уровне $P_1$ и $Q_o$, где ATC – средние общие производственные издержки.

Рыночные структуры: монополистическая конкуренция и олигополия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Рыночные структуры: монополистическая конкуренция и олигополия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 21.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot