Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы эластичности спроса

Спрос: сущность понятия

Вся экономическая деятельность человека направлена на удовлетворение своих потребностей в тех или иных экономических благах. Но человек не всегда может удовлетворить свои потребности.

Замечание 1

Одна из главных аксиом экономики гласит, что потребности человека безграничны, а возможности их удовлетворить ограничены. Поэтому главным вопросом экономики является: «Как с помощью ограниченных возможностей удовлетворить максимум потребностей?».

Одним из важнейших ограничительных факторов является ограниченность денежных средств.

Определение 1

Спросом называется то количество товаров и услуг, которое хотят и могут приобрести покупатели при определенном уровне цен и за определенный период.

Другими словами, спрос – это не только потребность в определенном товаре, но и готовность оплатить их стоимость.

Определение 2

Величина спроса – это конкретное количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по конкретной цене именно сейчас.

На потребительский спрос влияют такие факторы, как:

  • цены товара;
  • доходы населения;
  • количество потребителей;
  • потребительские вкусы;
  • наличие товаров-«заместителей» (субститутов);
  • информация о товаре;
  • инфляционные процессы;
  • экономическая и внутренняя политика государства.

Графическое отражение зависимости величины спроса от цены товара называется кривой спроса. А закон спроса гласит:

Определение 3

Величина спроса на товар обратно пропорциональна величине цены товара

Эластичность спроса

В условиях рыночной экономики довольно часто меняется ситуация на рынке. Может измениться количество товара, может измениться его цена.

«Методы эластичности спроса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 4

Степень реакции одного показателя на изменения другого называется эластичностью.

Чем легче отказаться от покупки данного товара при изменении некоторых параметров, тем выше его эластичность. На эластичность спроса влияет несколько факторов. Например, если существуют товары-заменители (субституты), то можно заменить один товар на другой (чай на кофе, бананы на яблоки и т.п.). На некоторые товары спрос изменяется мало (хлеб, соль). Эти товары имеют низкие показатели эластичности спроса. Чем менее доступный товар (дефицитный), тем спрос на него менее эластичный.

Методы определения эластичности спроса

Для определения степени эластичности спроса был введен коэффициент эластичности.

Определение 5

Коэффициентом эластичности называется процентное отношение изменения величины спроса при однопроцентном изменении цены товара.

Теоретически (согласно математическим расчетам) эластичность может варьировать от $0$ до бесконечности.

Выделяют следующие виды эластичности спроса:

  • эластичность спроса по цене;
  • точечная эластичность спроса;
  • дуговая эластичность спроса;
  • перекрестная эластичность спроса по цене и пр.

Как правило, основным методом определения эластичности проса является эластичность спроса по цене ($E$). Если этот показатель больше единицы ($E > 1$), то спрос является эластичным. Если коэффициент эластичности меньше единицы, то спрос - не эластичный.

Методы изучения эластичности

Для определения степени эластичности спроса применяют несколько методов. Одним из них является анализ и обработка статистики продаж одинаковых товаров в разное время и по разным ценам. Необходимо учитывать, что на покупательную способность потребителя влияют инфляционные процессы, регулярность получения доходов, наличие конкуренции. Математические методы статистики очень эффективны при краткосрочной диагностике эластичности спроса.

Еще одним методом является метод ценового эксперимента. Он состоит в изменении цен на один товар на определенной территории и на определенном отрезке времени. Если подорожание не сказалось на объемах сбыта продукции, то его вводят на всей территории.

Учет мнения потребителя также является методом определения эластичности спроса. Но при его применении необходимо учитывать «человеческий фактор». Иногда потребители ведут себя не так, как сами же описывают собственное поведение.

Дата последнего обновления статьи: 13.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot