Экономические условия (факторы) рынка
В экономической жизни общества существует определенный институт, в рамках которого осуществляется взаимодействие субъектов с определенной целью этого взаимодействия. Данный институт носит название «рынка» и представляет собой систему экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), а также внутри групп продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) с целью получения определенной выгоды наиболее эффективным способом для всех субъектов рынка.
Эффективно функционировать рынок может только при определенных условиях (факторах):
- реальная свобода взаимодействия и взаимососуществования различных форм собственности и способов ведения бизнеса. Опыт экономически развитых стран Европы, США, Японии свидетельствует, что такая свобода взаимодействия может быть обеспечена сосуществованием как частной собственности, коллективной собственности, государственной, муниципальной, а также различных смешанных форм собственности, которые являются результатом их различных комбинаций.
- рынок эффективно функционировать может если различные субъекты предпринимательства оказывают активное влиять на систему ценообразования.
- третье условие, необходимое для эффективного функционирования рынка с целью уменьшения влияние монополистических тенденций, это – развитое антимонопольное законодательство и наличие специальных механизмов его реализации.
- наличие хорошо развитой системы государственного регулирования экономики (административного, экономического, правового), которое создает необходимые предпосылки для деятельности рынка.
- равная информационная доступность участников рынка о состоянии конъюнктуры рынка, осуществление участниками рынка современной маркетинговой деятельности.
- наличие развитой конкурентной борьбы между субъектами предпринимательства, численность которых должна превышать для чистой (совершенной) конкуренции 40 субъектов, для монополии – 1-2 субъекта, 7-40 для олигополии.
- необходимо наличие развитого, разветвленного комплекса объектов собственности, которые являются предметами купли-продажи – рынка различных факторов производства (капиталов, недвижимости, земли, рабочей силы), рынка собственности интеллектуальной (патенты, лицензии и т. п.), рынка видов услуг, ценные бумаги, денежные средства и т. д.
- развитая рыночная инфраструктура, т. е. система экономических и неэкономических «институтов» – организаций, учреждений, служб, основной задачей которых является организация и обеспечения обслуживание различных потребностей различных рынков, например, таких, как купля-продажа объектов собственности.
Функции рынка
Рынок как экономический «институт» реализуется через свои экономические и социальные функции. Рассмотрим их особенности.
Информационная функция находит свое выражение в системе следующих показателей: рыночные цены, величина процентов за кредитные ресурсы, объемы, качество и структура ассортимента продуктов труда (товары, услуги, работы). То есть рынок, обрабатывает огромные массивы различной информации в рамках различных экономических территорий, что позволяет всем субъектам рынка постоянно организовывать свою производственную, коммерческую и финансовую деятельность в соответствии с постоянно изменяющими рыночными условиями.
Интегративная функция, сущность которой состоит во включении рыночный процесс сферу производства, сферу потребления, а также сферу распределения. Без сферы обмена (системы рыночных отношений, обращения, рынка) сфера производства не может служить связаться со сферой потребления, то есть производитель не имеет цели для своей деятельности, а потребитель соответственно, не имеет возможности найти на рынке товар, посредством которого он бы удовлетворил свой спрос (обеспеченную деньгами потребность).
Функция саморегулирования экономики, посредством которой осуществляется согласование и сбалансированность объемов производимых и потребляемых товаров во всем ассортименте товаров и услуг.
Контрольная функция рынка, выполняя свою роль на рынке выявляет, в какой мере покупательскому спросу соответствует предложение продуктов труда (количество, качество товаров, услуг, работ).
Посредническая функция заключается в объединении в систему продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). Рынок оптимизирует выбор наиболее эффективных продавцов и покупателей, как с точки зрения качества товаров, их цен, сроков и величины поставок, организации послепродажного обслуживания, так и систем оплаты товаров (предоплата, по факту поставки, факту реализации).
Регулирующая функция. Путем реализации этой функции, на рынке находят свои ключевые вопросы экономики: «что производить?» «как производить?» «для кого производить?». Реализуя эту функцию, рынок осуществляет комплексное воздействие на национальную экономику, ее отдельные отрасли, территории.
Функция ценообразования. Так как на рынке признаются лишь общественно необходимые затраты и соответственно формируются общественные, рыночные цены, отражающие и общественные потребности покупателя, и общественный уровень предложения продуктов труда (товарной массы, то в данной функции происходит установление равенства ценностных эквивалентов для обменов продуктов труда (товаров, услуг, работ).
Экономическая функция, которая ведет к сокращению затрат на реализацию товаров, определение степени платежеспособного спроса покупателей и их величин заработных плат.
Стимулирующая функция. Ориентация цен на рынке на общественно необходимый уровень затрат, учет покупательского спроса заставляет продавцов занимать проблемами экономии своих индивидуальных затрат и выводить на рынок только те продукты труда (товары, услуги, работы) на которые есть спрос покупателей. Также рынок требует от покупателей соизмерять уровень своего спроса с уровнем своих доходов, то есть заботиться об экономичности потребления.
Созидательно-разрушительная функция. Реализуя данную функцию, рынок обеспечивает процесс динамичного изменения экономических пропорций между отраслями экономики и экономическим регионами.
Санирующе-оздоровительная функция. Реализация данной функции помогает исключить из экономики неэффективные субъекты рынка, так как в принципе рыночный механизм – это конкурентная система, достаточная жесткая, и даже жестокая. Посредством конкуренции на рынке осуществляется повышение среднего уровня устойчивости всей экономики в целом.
Дифференцирующая функция. Данная функция во многом продолжает предыдущую, на рынке происходит расслоение, дифференциация продавцов и производителей продуктов труда (товаров, услуг, работ), то есть происходит процесс обогащение одних субъектов и разорение других.