Ценовое хеджирование – это процесс, посредством которого компания пытается защитить свой товар от ценового кризиса, в момент, когда цена на рынке может существенно меняться.
Основы ценового хеджирования
Ценовое хеджирование связано с тем, чтобы у компании не возникали большие потери в рамках цен на товар, иначе это приведет к глобальным финансовым и экономическим изменениям на фирме и может негативно сказаться на бизнесе в целом. Ввиду этого ценовое хеджирование призвано:
- Минимизировать ценовые риски компании. Конечно, если речь идет о крупном бизнесе, где обороты годовые составляют миллионы, то хеджирование является важным процессом, ввиду большого объема продаж или производства продукции. Если же говорить о среднем или малом бизнесе, то процесс хеджирования слабо актуален, на практике мало кто из предпринимателей пользуется этими приемами на рынке;
- По возможности увеличить доход компании. Если предприниматель хорошо ориентируется в тенденциях рынка, является грамотным игроком, то в данном случае он может не только снизить риск для своего бизнеса, но и заработать. Если все тенденции, предполагаемые предпринимателем обретут реальное действие, то предприятие сможет увеличить свой доход за счет хеджирования, а если нет, то минимизировать риск;
- Оптимизировать полезность. Данная цель предполагает, что, если риск на рынке в сложившихся условиях неизбежен, необходимо его минимизировать за счет получения также и дохода от хеджирования. Следовательно, одно действие перекроет второе и бизнес не пострадает, а, возможно, и получит небольшой доход.
Процесс хеджирования преследует разнообразные цели, в прямой зависимости от этих целей и выбираются инструменты хеджирования.
Инструмент ценового хеджирования – это способ или метод достижения ценовых целей компании.
Способы ценового хеджирования
Ценовое хеджирования для достижения поставленных целей и направлений деятельности использует несколько основных способов:
- Способ, основанный на фьючерсах. Данный метод считается самым распространенным, так как он основывается на покупке контрактов на обратные сделки. Такие контракты можно заключать как на товарном рынке, так и на фондовом. Суть данного метода в том, что компания, которая продает товары на рынке, в случае снижения их стоимости из-за валютного курса, может купить новые контракты на ту же стоимость, которая равна количеству активов на рынке по данной сделке;
- Форвардные контракты. Данный метод очень похож на фьючерские сделки, но есть некоторые различия. Форвардные контракты носят персональный или личный характер, многие пункты в контракте невозможно поменять без участия в этом процессе контрагентов, что отличает от фьючерских контрактов. Также все пункты контракта согласуются между сторонами;
- Способ опционов. Опцион – это премия, по совершенной компанией сделке. Данный метод позволяет снизить риск от купли-продажи товара за счет выплачиваемой премии (опциона). Сделка с опционом заключается в том, что компания должна купить или продать товар по оговоренной заранее стоимости этого товара, но в срок любой, главное уложится в определенный временной период. В данном случае фирма сама принимает решение о том, когда лучше купить или продать товар, что невозможно при фьючерских контрактах, где срок оговорен в договоре;
- Комплексный способ. Данный способ сочетает в себе в разной степени совокупность всех способов перечисленных выше.
Таким образом, ценовое хеджирование предполагает сохранение, без серьезных потерь, оптимальный ценовой уровень на товары, которые фирма продает на рынке в переводе на различные курсы валют.