Внебюджетные государственные фонды – это денежные фонды, образуемые вне федерального и региональных бюджетов РФ с целью обеспечения реализации конституционно закрепленных прав граждан на пенсионное обеспечение, медицинскую помощь и охрану здоровья.
Сущность государственных внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды являются финансово-кредитными учреждениями, созданными для удовлетворения социальных и экономических потребностей общества, и функционирующими независимо от государственного бюджета и публично - правовых организаций. Обобществленные внебюджетным фондом средства используются в процессе воспроизводства. К наиболее важным задачам, решаемым внебюджетными фондами, относятся: дополнительное обеспечение средствами приоритетных направлений и расширение социального набора услуг.
Внебюджетные фонды считаются неотъемлемой частью финансовой системы государства, согласно этому они обладают следующими особенностями:
- наличие строгой целевой направленностью, контролируемой органами власти;
- общая налоговая природа, тарифы взносов устанавливает государство, они имеют обязательный характер;
- в качестве базы формирования финансов фондов выступают обязательные отчисления юридических и физических лиц;
- обособленность государственных денежных средств фондов, они не включены в бюджетный план и не подлежат законодательному переводу на иные цели.
В России функционируют следующие государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются двумя способами. Первый способ предусматривает выделение каких-либо расходов из бюджета, которые значимы, второй способ подразумевает использование собственных источников доходов внебюджетного фонда для конкретных целей. Решения в части образования внебюджетного фонда принимаются Федеральным собранием РФ, а также государственными представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.
Проблемы функционирования внебюджетных фондов РФ
Для Пенсионного фонда характерна непродуманность порядка налогообложения и плохое информирование населения о его деятельности. Еще одной проблемой эксперты называют низкую долю обязательного пенсионного страхования в страховой части пенсии, определяемой заработком и стажем. В России в целом низкие пенсии, налицо непроработанность правового статуса Пенсионного фонда и отсутствие полноценной нормативно-правовой базы.
Для Фонда социального страхования характерны следующие проблемы, влияющие на стабильность финансовой системы страны:
- снижается уровень социальной защиты всех застрахованных лиц;
- сокращаются бюджетные выплаты, направляемые в социальную сферу;
- малая возможность трудоустройства для граждан;
- значительное сокращение доходов социально-незащищенных категорий, увеличение маргинальной прослойки.
Для Федерального фонда ОМС характерно низкое качество предоставляемых медицинских услуг и уровень их доступности. Нарастает платность медицинской помощи в условиях дефицита кадров и недофинансирования системы. Кроме того, практически полностью отсутствует унификация стандартов и правил по различным территориям страны, отсутствует единая информационная система в отрасли.
Перспективы развития внебюджетных фондов для поддержания финансовой стабильности России
Для поддержания стабильности финансовой системы страны Пенсионному фонду необходимо расширить перечень услуг, предоставляемых в электронной формате, продлевать действие программы «материнский капитал», повысить уровень пенсионного обеспечения и социальных выплат незащищенным категориям населения.
Для Фонда социального страхования целесообразно:
- принять меры для усовершенствования механизма социального страхования;
- переориентировать начисление пособий с уравнительного принципа на страховые;
- поэтапно повысить минимальный размер страховых пенсий, пособий;
- развивать интерактивные формы взаимодействия Фонда со страхователями и застрахованными лицами;
- создать на уровне отделений специальные группы по работе с организациями различных форм собственности;
- снизить детскую заболеваемость;
- модернизировать систему обязательного социального страхования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
На уровне Федерального фонда ОМС необходимо построить единую систему персонифицированного учета медицинской помощи, изменить сложившийся механизм финансирования и законодательно закрепить размер взносов по ОМС для неработающего населения. Кроме того, важно обеспечивать одинаковое качество предоставляемой медицины на всей территории страны. К возможным мероприятиям эксперты относят принятие единой формы страхового полиса, которые будут приниматься от граждан и в государственной больнице, и в частной клинике.
Через систему внебюджетных фондов можно повлиять на производственные процессы, используя субсидирование, финансирование, кредитование. Внебюджетные фонды оказывают социальные услуги обществу, выплачивая населению пособия, пенсии, субсидируют и финансируют социальную инфраструктуру в целом.
По сути, из-за несовершенств финансовой системы страны несовершенна и система обязательного страхования и обеспечения. Поэтому актуальной задачей российской финансовой системы в настоящий момент является развитие именно социального страхования. Существующие несовершенства системы социального обеспечения связаны с существенным изменением демографической структуры населения, невысокими доходами физических лиц, несовершенством финансового рынка, который должен обеспечивать прирост накопительной части пенсии. Вместе с тем, бизнес не заинтересован в существенном повышении зарплаты персонала, поскольку это существенно повысит нагрузку по социальному страхованию.