Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Регулирование естественных монополий: мировая практика

Определение 1

Естественная монополия – это производственная отрасль, представленная несколькими крупными компаниями, которые могут эффективно функционировать только лишь при отсутствии конкуренции.

Основные сведения о естественной монополии

Считается, что современная экономика может быть организована самым эффективным способом только в случае наличия и функционирования конкурентного рынка (совершенной конкуренции). Однако из-за несовершенства ряда факторов (распространения информации, внешних эффектов, общественных благ) совершенная конкуренция не всегда является естественным и единственно эффективным состоянием рынков.

В ряде случаев постоянные издержки бывают настолько большими, что эффективное (неубыточное) производство определенной категории продукции может быть организовано единственным предприятием. Именно у него сосредотачивается весь рыночный выпуск – это и есть естественная монополия.

Стоит заметить, что продукция субъекта естественной монополии может иметь аналоги. В частности, существует монополия на железнодорожные перевозки, но как аналоги существуют перевозки, организуемые авиационным, водным и автомобильным транспортом. Однако это не мешает признавать железнодорожные компании субъектами естественной монополии.

Замечание 1

Формирование естественной монополии наиболее свойственно тем отраслям экономики, в которых преобладают капитальные затраты. Примерами подобных отраслей являются рынки коммунальных услуг (водо-, газо-, тепло-, электроснабжение), железнодорожного транспорта, телекоммуникационных услуг и т.д.

Теоретические основы регулирования естественных монополий

Как и все монополисты, субъект естественной монополии, который завоевал доминирующее положение на рынке, может действовать, злоупотребляя своим положением. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на потребителях и на всём обществе, которое начинает терпеть всё большие убытки.

«Регулирование естественных монополий: мировая практика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Поэтому общественность всё чаще и настойчивее начинает призывать уполномоченные государственные органы к осуществлению регулирования деятельности субъекта естественной монополии. Кроме того, регулирование естественных монополий может быть требованием представителей бизнес-сообщества, которые намереваются войти на данный рынок.

Необходимость в регулировании естественных монополий обуславливается рядом аргументов. Основные из них заключаются в следующих задачах:

  • ограничить потенциально злоупотребляющую или несправедливую рыночную власть компании;
  • содействовать развитию конкурентной среды;
  • стимулировать капитальные вложения (инвестирования);
  • расширить масштабы хозяйственной деятельности;
  • стабилизировать макроэкономическую ситуацию и т.д.

На практике государственные органы организует деятельность по регулированию естественной монополии в том случае, если действия её субъекта, предоставленного самому себе, будут противоречить общественным интересам. Прежде всего, ущерб может быть выражен в значительном повышении цены на товар (услугу), который может является жизненно необходимым для населения. А подобное удорожание способно отсечь значительную часть населения от потребления этого товара.

Основные направления государственной политики по регулированию естественных монополий

История масштабного регулирования естественных монополий началась в странах Европы после Второй мировой войны. В то время прошла волна национализации экономик, в результате которой на рынках коммунальных услуг были созданы государственные компании. Однако со временем подход государственных органов был немного изменен – предоставлением услуг стали заниматься коммерческие организации, деятельность которых подлежала государственному регулированию.

В настоящее время в мире наибольшее распространение получили следующие направления государственной политики по регулированию естественных монополий:

  • принуждение субъектов естественной монополии к соблюдению единых международные стандарты качества, принятых Международной организацией по стандартизации, которая обобщила лучшую мировую практику управления, и действующих более чем в 200 странах мира в гармонии с национальными стандартами;
  • государственное регулирование ценовой политики, которое осуществляется методами введения двухкомпонентных тарифов (состоят из фиксированной платы за право постановки на обслуживание и переменной платы за каждую единицу потребляемых услуг) и перекрестного субсидирования (установление для отдельных групп потребителей различных тарифов);
  • поддержание конкурентной среды, формируемой по таким моделям, как монополистическая конкуренция по Чемберлину, конкуренция на состязательных (спорных) рынках, конкуренция на рынках типа Демсеца;
  • механизм изъятия и перераспределения монопольной ренты, который предполагает заключение концессионных соглашений, предусматривающих временное предоставление частному лицу права на использование государственных активов взамен на регулярное внесение платы собственнику и налогов государству, а также на принятие на себя всех коммерческих рисков по эксплуатации собственности.

Кроме того, из современной мировой практики регулирования естественных монополий можно выделить три основные тенденции:

  • уменьшение жесткости государственного управления за счет государственно-частных партнерств;
  • разделение естественной монополии на бизнес-дивизионы с раздельным учетом деятельности;
  • воздействие процессов глобализации на традиционное ограничение конкуренции в отраслях естественной монополии.
Дата последнего обновления статьи: 20.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot