Планирование — это процесс предопределения будущего с помощью построения желаемой модели состояния объекта, намеченного в перспективе. Одновременно устанавливаются пути, способы, средства и сроки достижения такого состояния и намеченных целей.
Особенности и цели регионального планирования и прогнозирования
Региональные системы планирования и прогнозирования в нашей стране включают процесс разработки прогнозов и планов. Это могут быть также концепции, программы, стратегических планов, бизнес-планы и др.
Основная функция планирования и прогнозирования состоит в формулировании направления действий над управляемыми системами, с последующим созданием комплекса мер в области их реализации. Все это отражается в содержании плана.
Составляющим элементом регионального планирования считаются бюджетные планы территорий (область, край или республика). В практическом использовании регионального планирования есть собственные методологические особенности, которые отличают обоснование их плановой документации от методологии федерального уровня.
В нашем государстве до сегодняшнего дня продолжается становление и постоянное совершенствование механизма регионального управления, составляющими частями которого является планирование и прогнозирование.
Целью регионального прогнозирования и планирования является обеспечение эффективного и комплексного экономического и социального развития регионов. Их назначение состоит в том, что с помощью регионального планирования и прогнозирования производится обоснование направлений и перспектив развития регионов. В этом процессе предоставляется информационный материал, необходимый для выработки социально-экономической политики и принятия важных управленческих решений.
Прогнозы любых типов нельзя представить без взаимообусловленных и взаимосвязанных задач и целей. По этой причине специалисты, составляя и реализуя прогнозы, должны стремиться к соответствующей совместимости целей и обязательному учету всех видов ресурсов, требующихся для достижения тех или иных целей.
Важная задача прогнозирования заключается в выявлении и исследовании потребностей всей совокупности экономических объектов и субъектов, после чего производится последующее адекватное их отражение в системе прогнозов разного уровня и детализация.
Деятельностью в области планового регулирования развития своих территорий руководят региональные власти. Проблемы регулирования могут касаться всех социальных и экономических аспектов развития. С этой целью области, республики и края государства производят разработку прогнозов, планов и программ развития. Они содержат следующие направления:
- создаются благоприятные условия, необходимые для эффективной работы учреждений и организаций, которые находятся в регионе;
- внедряются меры в области стимулирования инвестиций, направляемых в реальный сектор экономики;
- производится оздоровление финансового состояния предприятий, которые действуют на территории;
- обеспечивается стабильное поступление в бюджеты всех уровней налоговых сборов;
- принимаются меры в области приоритетного развития местных производителей;
- проводится социально-ориентированная тарифная и ценовая политика;
- обеспечивается защита социально-экономических интересов региона на федеральном уровне и др.
Последовательность регионального планирования
Региональное планирование состоит из последовательной разработки планов. На 1 этапе составляется концепция развития с помощью анализа среды деятельности, оценки недостатков и достоинств, выявления имеющихся ресурсов, исследования внутренних и внешних факторов воздействия. Также на этой стадии происходит обоснование целей и задач развития, определение стратегических приоритетов и основных направлений развития.
На втором этапе разрабатывается программа развития и бизнес-планы, выявляется оценка их эффективности. Большая часть региональных программ социально-экономического развития, которые приняты за последние годы, классифицируется на следующие группы:
- традиционные,
- логично увязанные с концепциями развития;
- программы, включающие конкретные механизмы реализации.
На последнем этапе происходит мониторинг реализации, в ходе чего используется механизм обратной связи. На этой стадии можно внести коррективы в действующие региональные планы.
Планы, составляемые региональными и местными бюджетами, можно считать составными частями бюджетной системы государства.
Тенденции регионального планирования и прогнозирования
Для регионального планирования и прогнозирования последнего времени характерно несколько новых тенденций. Государство стало переходить от краткосрочных и среднесрочных планов к долгосрочному планированию регионального развития.
В последние годы была сформирована единая методология разработки региональных планов, учитывающая стратегию территориального развития.
Программы социально-экономического развития стали постепенно перерастать в общественные соглашения. Если ранее разработка большей доли плановых документов производилась администрацией каждого региона кулуарно, то сегодня проект сначала публикуется в средствах массовой печати, обсуждается представителями бизнеса, общественности, культуры и науки.
Еще одна новая тенденция заключается в том, что появляется возможность выбора разработчиков регионального плана документов. Так, сегодня региональные планы вправе разрабатывать:
- силы самой власти;
- привлекаемые внешние организации;
- специально созданные структуры.
Так, например, в некоторых областях (например, в Красноярском крае, Орловской области и др.) были сформированы специальные некоммерческие организации. В число их компетенции включено регулярное осуществление анализа и мониторинг стратегической документации территории, включая научно-методическую поддержку.
В состав внешних организаций могут входить ВУЗы, научно-исследовательские центры, консалтинговые компании и др.