Пенсионная реформа – это совокупность правовых, организационных, политических и экономических мероприятий, которые связаны с изменением системы пенсионного обеспечения.
Начальный этап реформирования пенсионной системы РФ (1990- 2013 гг.)
В СССР функционировала универсальная система по обязательному пенсионному страхованию распределительного типа. Долгое время в России она оставалась преобладающей формой обеспечения пенсиями, назначаемыми по старости. В основе распределительной системы лежит принцип покрытия пенсий текущих пенсионеров за счет отчислений от дохода трудящихся. Советская пенсионная система характеризовалась низким возрастом назначения пенсии по старости с множеством исключений из правил, которые применялись по профессиональному признаку, месту работы, количеству детей или этноса. Этим группам устанавливался более низкий возраст выхода на пенсию в силу ряда факторов:
- опасность и вредность профессии;
- подверженность воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;
- выполнение важных социальных функций, ограничивающих возможность работы по найму (многодетность);
- режим, принятый для коренных народов Крайнего Севера.
В декабре 1990 году произошло формирование Пенсионного фонда, который должен был осуществлять выплату трудовых, государственных и иных пенсий граждан, учитывать страховые средства, поступающие в рамках обязательного пенсионного страхования, управлять средствами пенсионной системы.
В 1990-е годы произошло создание негосударственных пенсионных фондов, взносы в которые производились на добровольной основе. Пенсионный фонд начал ведение персонифицированного учета перечисляемых гражданами средств в 1995 году. К началу 2000-х годов большая часть пенсионеров получала пенсию, распределяемую государством из средств бюджета и налоговых поступлений в пенсионную систему.
В 2002 году было положено начало крупномасштабной пенсионной реформы, которая предполагала постепенный переход к распределительно-накопительной схеме пенсионного обеспечения. Планировалось разделение пенсии на несколько частей: базовая (гарантирована государством), страховая (взносы, вычитаемые из заработной платы) и накопительная (реальные средства, которые могут инвестироваться до выхода на пенсию в различные активы). Новая пенсионная модель определяла размер пенсии в зависимости не от стажа работника, а от его реального заработка и размера отчислений работодателей. В 2002 году начали производиться перечисления в накопительную часть пенсий, стал возможным перенос ее из управляющей компании государства в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию.
Мероприятия для увеличения объема средств в пенсионных накоплениях государством были вновь предприняты в 2008 году, когда доля накопительной части была повышена с 4% до 6%.
В 2010 году государство отказалось от разделения на базовую, накопительную и страховую части, и пенсия стала включать только страховую и накопительную.
Пенсионная реформа 2013—2015 годов
На 2013-2015 годы приходится следующий этап реформирования пенсионной системы России, который предусматривал введение новых правил при формировании страховой пенсии и пенсионных прав. Был введен новый порядок исчисления размера пенсии, который учитывал размер заработной платы, стаж и возраст для выхода на пенсию.
Формирование пенсий самозанятого населения предусматривало постепенное наращивание страховых платежей с целью их соответствия пенсионным выплатам. Были приняты меры для реформирования системы назначения досрочных пенсий.
Реформа предполагала создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения, включая развитие корпоративной системы пенсионного страхования. Накопительную пенсию перевели на добровольную основу: гражданин мог выбрать НПФ или управляющую компанию с целью ее формирования, либо весь объем поступающих средств должен был перечисляться на страховую часть. Формула трудовой пенсии, высчитываемой по страховой системе, стала включать коэффициенты, связанные с рабочим стажем, возрастом выхода на пенсию и уровнем оплаты труда.
В 2013 году было объявлено о заморозке в 2014 году перечислений средств на накопительную часть пенсий и перечислении всех средств на страховую часть пенсий. Впоследствии такая заморозка была продлена и в 2015 – 2016 гг. Заморозку пенсионных накоплений предпринимали и другие страны мира: Венгрия в 2011 году, Эстония в 2010-2011 годах.
Пенсионная реформа России 2019-2024 годы
Следующим этапом реформирования пенсионной системы России, запланированным на 2019 – 2024 гг., стало постепенное увеличение пенсионного возраста: для женщин - до 60 лет и для мужчин до 65 лет. Принятые изменения должны коснуться большей части населения, исключая определенные профессии (медицинские и педагогические работники, артисты и пр.), коренного населения Крайнего Севера, многодетным матерей.
Планируемое увеличение пенсионного возраста должно способствовать перенаправлению высвобождающихся средств Пенсионного фонда для увеличения пенсий на ежегодной основе. Решение о повышении пенсионного возраста связано с сокращением рождаемости и ростом продолжительности жизни. Старение население и вытекающее из него увеличение возраста назначения пенсии – это общемировая тенденция, происходящая практически в каждом развитом государстве.
Результаты пенсионной реформы могут отразиться на других сторонах жизнедеятельности российского общества:
- ситуация на рынке труда и уровень занятости;
- степень реализации национальных проектов;
- семейный уклад и традиции населения.
Однако, планомерной реализации пенсионных реформ могут помешать серьёзные обстоятельства, произошедшие в 2020 году и оказавшие влияние на различные стороны жизни российского населения – вспышка пандемии коронавируса и значительное снижение цен на нефть в мире.