Значение финансового рынка и его подсистемы – рынка капитала
В настоящее время всё большее значение в экономическом развитии стран мира занимает финансовый рынок. Начинает ощущаться постоянно увеличивающийся разрыв между финансовым и реальным секторами экономики, чаще причинами экономических кризисов становится «лопание финансовых пузырей». В связи с этим неудивительным является то, что на особенности структуры и динамики национального финансового рынка акцентируют пристальное внимание уполномоченные органы государственной власти.
Финансовый рынок рассматривают как систему, две крупные составляющие которой представлены денежным рынком и рынком капитала. Их принципиальное отличие друг от друга заключается в сроке обращения денежных средств и финансовых активов. Для денежного рынка этот срок составляет менее одного года, а для рынка капитала – более одного года.
Текущие, сиюминутные потребности экономических субъектов удовлетворяются на денежном рынке. Однако стратегическую важность для развития народного хозяйства в долгосрочной перспективе имеет именно рынок капитала. В частности, проблемы его развития особенно актуальны и для российской экономики, которая во многом опирается на добычу и экспорт нефтегазовых ресурсов и в то же время находится под серьёзным санкционным давлением.
Формирование рынка капитала в России и роль государства в этом процессе
Рынок капитала в Российской Федерации возник и стал развиваться, как и большинство рыночно ориентированных экономических отношений, в начале 1990-х гг. Его формирование характеризовалось, в первую очередь, следующими взаимосвязанными аспектами:
- изменение структуры собственности на предприятиях, которое началось с ваучерной и акционерной приватизации государственных фабрик и заводов, что привело к возникновению новых слоёв экономических субъектов – собственников и инвесторов, а продолжилось действием механизмов слияний, поглощений, банкротства, в результате чего происходит концентрация капитала;
- особенности проявления в отечественной экономике агентской проблемы корпоративного управления, которая заключается в том, что интересы принципала (чаще всего им выступают собственники предприятий) и его агента (нанятых менеджеров) не совпадают, а иногда противоречат друг другу;
- конкурентоспособность отечественных предприятий, уровень которой на первых порах (без особой поддержки государства) был не сопоставим с аналогичным показателем иностранных компаний, захвативших значительные доли на рынках.
Считается, что государство на рынке капитала должно играть координирующую роль. Только оно в силу своих (зачастую – свойственных исключительно ему) признаков способно давать адекватные оценки комплексных долгосрочных задач экономического развития страны. Корпоративный сектор преимущественно ориентирован на краткосрочную и среднесрочную перспективу, в течение которой пытаются как можно быстрее окупить вложенные ранее средства.
Именно государству под силу решить задачи ускоренного становления и совершенствования фондового и кредитного рынков. Эти сектора финансового рынка предоставляют возможности для инвестирования (вложения средств) в развитие производства (посредством банковского кредитования и эмиссии ценных бумаг). Поэтому компаниям преимущественно приходится опираться только на собственные средства.
Таким образом, для того, чтобы обеспечить устойчивое и интенсивное развитие рынка капитала в России, требуется активизация в этом направлении деятельности органов государственной власти, чего не хватало в 1990-е гг.
Проблемы отечественного рынка капитала и стратегические направления его развития
В настоящее время главной проблемой развития рынка капитала в России признаётся низкий уровень обеспечения трансформации сбережений в инвестиции, которые бы способствовали коренной модернизации национальной экономики и её переходу на инновационную модель развития. Также можно говорить о существовании таких проблем, как низкое качество корпоративного управления, отсутствие культуры соблюдения контрактов, незащищенность собственности, низкая доля длительных пассивов и т.д.
После выявления и анализа этих проблем следует предложение путей их решения и их осуществление. Этим объясняется то, что большинством специалистов и экспертов в качестве стратегических направлений развития рынка капитала в России признаются следующие аспекты:
- реальная рыночная оценка, человеческого капитала, деловой репутации, интеллектуальной собственности;
- повышение эффективности использования пенсионных накоплений граждан;
- централизованное управление государственными финансовыми активами, долгами, банками развития;
- более активная политика по противодействию уклонению от уплаты налогов, включая раскрытие офшорных схем;
- создание единой системы регулирования рынка капитала;
- развитие инфраструктуры рынка капитала (например, электронные биржи, клиринг, центральный депозитарий);
- использование налоговых инструментов (льготного налогообложения) в целях стимулирования инвестиционной активности;
- актуализация норм законодательных и нормативно-правовых актов, в которых урегулированы отношения по поводу финансовых рисков;
- привлечение иностранных инвесторов на отечественные финансовые площадки (центры) с использованием ими рубля;
- повышение капитализации и конкурентоспособности банковского рынка;
- оказание поддержки региональным банкам, которые способствуют повышению привлекательности местных рынков капитала.
Таким образом, можно говорить о том, что сейчас в России существует необходимость реформирования рынка капитала, что должно вывести экономику страны на качественно новый уровень.