Государственные закупки
Государственные закупки – это осуществляемые на конкурентной основе закупки товаров, работ и услуг, предназначенных для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Оплата таких закупок осуществляется из средств бюджета. Блага используются органами власти. Так же они могут применяться для обеспечения потребления населением и резервирования. Резервирование осуществляется для того, чтобы сформировать запас, например, сезонных продуктов – зерна, продовольствия.
Поставщики проходят конкурс, который регулируется Федеральным законом. Он определяет принципы удовлетворения потребностей государственных и муниципальных органов в работах, товарах и услугах, необходимых им для реализации своих непосредственных функций. Важной задачей в данной сфере является предотвращение коррупции и иных злоупотреблений. Для этих целей проводятся следующие мероприятия:
- Планирование.
- Выбор поставщиков и подрядчиков.
- Заключение договорных отношений.
- Регулирование последовательности и особенностей выполнения договора.
- Контроль над исполнением контрактов.
- Проведение аудиторских проверок.
- Контроль в части соблюдения законодательства.
Заключение между поставщиками и государством контрактов должно отвечать принципам открытости и прозрачности информации. Важным условием является обеспечение конкуренции для повышения качества предоставляемых благ.
Решение о размещении заказа принимается соответствующим органом. Важно, чтобы средства налогоплательщиков расходовались целесообразно, с учетом условий экономии.
Субъектами государственных закупок могут выступать государственные органы, органы управления, местного самоуправления, различные бюджетные учреждения. Госзакупки должны проводиться в условиях равенства участников, открытости и прозрачности проводимого конкурса, эффективности и целесообразности расходования средств. Все стороны наделены ответственностью за выполнение своей части сделки.
Особенности размещения государственных заказов
Заказ от государственной организации реализуется путем проведения торгов. Торги осуществляются в виде конкурса. Выигрывает тот участник, который предлагает наилучшие условия с точки зрения стоимости и качества.
Возможно так же проведение аукциона. Его победителем признается участник, предложивший самую низкую цену исполнения. Аукцион может проводиться на электронных площадках.
Размещение государственных заказов может проводиться без торгов. В этом случае осуществляется запрос котировок. Информация о потребности государственной организации размещается на официальном портале. Доступ к данным имеет неограниченный круг лиц. Тот, кто предлагает наименьшую цену, выигрывает.
Заказчик самостоятельно принимает решение о размещении заказа. Данные о заказе размещаются на соответствующих информационных порталах и в печатных изданиях. Достаточно часто у муниципальных образований нет официальных сайтов, тогда данные о заказе могут быть размещены на портале субъекта РФ.
Участие в конкурсе позволяет производителям получить доступ к бюджетным средствам. Если поставщик выигрывает конкурс, но недобросовестно выполняет свою часть договора, то он лишается на 2 года права участвовать в торгах. Поэтому предложить наименьшую цену недостаточно. Необходимо понимать возможности и собственный потенциал для того, чтобы иметь возможность эффективно участвовать в торгах.
Развитие механизма государственных закупок в Российской Федерации
Государственный заказ выполняет ряд важных функций в экономике страны:
- Воспроизводство за счет обеспечения продуктивных экономических связей между государственными органами и реальным сектором.
- Ценовое регулирование оказывает косвенное влияние на динамику цен на определенные виды товаров.
- Стимулирование совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей.
- Содействие реализации социально-экономической политики государства.
- Формирование предпосылок для создания инновационной среды.
Последовательность проведения государственных закупок осуществляется следующим образом. Первым этапом является планирование и формирование заказа. Сначала создается план государственного заказа на основе смет. Далее создается сводный план заказа по региону и муниципальному образованию.
Следующим шагом является размещение государственного заказа. Для этого выделяются лоты, формируются условия допуска к участию, создается документация по процедуре размещения. Предложения участников регистрируются на соответствующих площадках. Далее проводится определение участников конкурса. Учет предполагает размещение заказа, постановку на учет, создание реестра государственных контрактов.
Завершающим этапом считается осуществление контроля и анализа. Контроль связан с проведение мониторинга исполнения контрактов, осуществлением регулирующих процедур приемки и оплаты продукции. Анализ направлен на обработку информации на основании статистической отчетности.
Современная система государственных закупок в России сталкивается со следующими проблемами:
- Нечеткость и несогласованность нормативных актов.
- Несовершенство системы прогнозирования и планирования.
- Отсутствие методической базы.
- Недостаточное материально-техническое обеспечение.
Перечисленные трудности осложняют функционирование органов власти, усложняют процедуру проведения торгов.
Чтобы повысить качество и прозрачность размещения государственных закупок в некоторых регионах страны вводится рейтинг прозрачности. Государственные заказчики оцениваются по нескольким критериям, среди которых, экономическая эффективность, соблюдение законодательства при размещении заказов, уменьшение доли закупок без конкурсов, квалификация членов конкурсных комиссий.