Экономический кризис — это резкое и существенное падение производства, в результате которого понижается благосостояние и уровень жизни населения.
Психология субъектов экономики на этапе ее оживления
Каждый экономический цикл начинается с фазы оживления, которая связана с выходом из застоя. В это время экономика уже накопила необходимый капитал, прошел ряд банкротств, установилось равновесие спроса и предложения, цен и затрат. После прошедшего кризисно-депрессивного периода обычно бываетсовершено переоборудование и перевооружение предприятий, внедрены технологические инновации, запущены законсервированные ранее или недостроенные объекты. К этому времени предприниматели отошли от стресса, начав готовиться к позитивным временам. Психологическим важным становится вера бизнесменов в заметные улучшения, а любые положительные сигналы воспринимается позитивно.
При всеобщем оживлении рынка, бизнесмены вместо цели выжить строят планы долгосрочных инвестиций, захвата новых рыночных ниш, действуя согласно выбранной стратегии. Эта фаза характеризуется ростом оптимизма, который часто становится иррациональным, поэтому предприниматели совершают неизбежные ошибки:
- вероятностный характер прогнозирования будущей рентабельности инвестиций;
- неправомерные ожидания о сохранении нынешнего положения и в будущем;
- эйфория от успехов и неоправданный оптимизм порождают у некоторых бизнесменов финансовый азарт. Этот азарт стимулирует появление различных мошеннических схем, которые только обогащают их учредителей, а не стимулируют развитие экономики
Психологические факторы в период острого кризиса и в фазе рецессии
Для последнего периода бума, когда объем спроса или цены уже превышают все допустимые величины, характерно возникновение психологического ощущения непонимания текущей ситуации, осознание невозможности бесконечного роста рынка. Чем больше людей имеют такое предчувствия, тем более неизбежным становится приближающийся кризис.
Информация, которая есть в распоряжении отдельных индивидуумов, подавляется и приводит к решениям, подражающим действиям толпы. Чем меньше рыночные субъекты владеют информацией относительно экономической ситуации, тем вероятнее будет проявляться «стадное» чувство. В этой ситуации предприниматель сталкивается с асимметричной информацией, из-за чего возникает неопределенность и неэффективное использование имеющихся ресурсов.
Для периода циклического спада и подъема спрос и цены раскачиваются, сначала взмывая вверх, а затем резко снижаются. Падение связано с тем, что на пике экономического бума рынок становится крайне неустойчивым. Создавшиеся диспропорции из-за огромного перенапряжения экономики и сокращения резервов, громадный рост объемов краткосрочной задолженности и запасов, завышенная оценка активов позволяют даже легкому толчку все обрушить. Вмешательство каких-то негативных факторов приводит к началу краха и острому кризису.
Предприниматели на быстрые изменения и негативные события реагируют не всегда адекватно, как правило, их поведение становится нерациональным и паническим. В результате это приводит к коллапсу на различных рынках и экономике целом. В фазу рецессии, предприниматель совершают не «ошибки оптимизма», а «ошибки пессимизма». Поскольку смена рыночного настроения в периоды острых кризисов не может быть плавной, в экономики растет скорость ошибочных действий и их масштабы, что обусловлено психологическим шоком и необходимостью оперативно принимать решение в очень сложных ситуациях.
В периоды рецессии предприниматели вынуждены принимать очень тяжелые решения, схожие с психологическим состоянием капитана корабля, который терпит бедствие. Для спасения тонущего корабля и пассажиров, капитан приказывает выбрасывать за борт дорогостоящий груз, которое и мотивировал его совершить такое плавание. С точки зрения психологии, многие предприниматели в этот период чувствуют, что накопленное таким трудом вот-вот разрушится и развалится, а ситуации уже ничем нельзя помочь.
Психология субъектов экономики в депрессивной фазе финансового кризиса
Все экономические кризисы также непохожи на прочие, как войны или революции между собой. По большей части зафиксированные экономические кризисы протекают быстро и довольно драматично. Как правило, в последующие несколько месяцев после кризиса ситуация стабилизируется, а цикл вновь переходит на фазу депрессии.
Для фазы депрессии характерен застой и относительно вялое течение экономической жизни, с постепенным возвращением экономики к нормальному состоянию. Товарные запасы сокращаются, цены значительно снижаются, начинается перестройка как на уровне макроэкономики, так и на уровне микроэкономики (на уровне отдельных предприятий).
Во время депрессии предприниматели продолжают принимать нелегкие по всем параметрам решения: о сохранении бизнеса и наиболее ценных кадров, завершении необходимых увольнений и сокращений. Необходимо полноценно расходовать депрессивное время для подготовки к предстоящему подъему. Руководители должны искать варианты сохранения занятости сотрудников, вселять в них веру и уверенность в организацию, где они работают. На этом этапе предприниматели заботятся о сохранении порядка, организованности и дисциплины. В ситуации, когда персонал не занят, предоставлен сам себе, неизбежно усиливается психологическая напряженность, выражающаяся в жалобах, интригах, скандалах, склоках, жалобах и более существенных инцидентах.
С точки зрения психологии в период депрессии субъекты рынка должны особенно глубоко переосмыслить прошлый опыт. Безусловно, кризис является экзистенциональным событием, однако предприниматели, прошедшие все фазы экономического кризиса, испытавшие не только эйфорию успешности, но и тяжелый внезапный крах планов, по-другому смотрят на многое.