Золотодобывающая промышленность
Разнообразные и огромные богатства Сибири практически не вовлекались в экономический оборот страны. В регионе постоянно разрабатывались месторождения серебра и золота. Можно сказать, что у Сибири индустриального прошлого не было.
Сибирское золото впервые получили на заводе Демидова еще в 1745 году при плавке серебро-свинцовых руд Змеиногорского месторождения, находившихся на Алтае. Уже в 30-е годы XIX века золото добывали в Ачинском, Нерчинском, Енисейском, Томском и Минусинском округах, в конце века его стали добывать в Амурском, Ленском и Бодайбинском округах.
Главная роль принадлежала именно золотодобывающей промышленности. Постепенно возросла добыча россыпного золота на приисках Приморского, Амурского и Ленского округов, также началась разработка уже коренных месторождений. Возросла ежегодная добыча золота:
- С 1901 по 1910 года добыча достигла 36630 килограмм, а рекордная добыча была в 1910 г. - 63750 килограмм.
- Добыча в 1911—1914 годах уже составила в среднем 60500 килограмм.
Все месторождения золота находились в довольно маленьких населенных районах, где практически не было дорог. Также золото добывали, вместе с промышленниками, на свой страх и риск. Они имели примитивное снаряжение и надеялись лишь на удачу. Довольно важную роль сыграли разведчики-первопроходцы, которые помогли сэкономить многим компаниям затраты для проведения поисковых работ. Именно старательский фарт, смог привлечь к себе много людей, которые готовы рискнуть. Многие разорившиеся переселенцы, а особенно одинокие и молодые, стали уходить в тайгу на поиски золота. Остальные переселенцы, зная, где находятся золотые прииски или рудники, сразу направлялись прямо туда.
Постройка Сибирской железной дороги
Постройка Сибирской железной дороги сильно повлияло на преобразование золотопромышленности на капиталистической основе. Возможным стало техническое переоснащение добычи золота, с применением техники. Уже с весны 1900 года в Южно-Енисейской тайге и в Мариинском округе установили первые три драги, в 1908 году работало уже 39 драг. Стала применяться паровая энергия для водоотлива, и для приведения в действие золото промывочных машин, а также машин для извлечения золота из кварцитов. В данной отрасли ручной труд продолжал свое господство. При этом возросла добыча золота, но не из-за внедрения машин, а потому как увеличилась численность рабочих.
Потеснило золотодобывающую промышленность завершение строительства Транссибирской магистрали. Именно функционирование дороги вызвало большой спрос на высококалорийное топливо. Довольно быстро стала развиваться угольная промышленность:
- В 1900 году, в Кузнецком и Черемховском округах, и основных районах угледобычи, добывали 132 тысяч тонн.
- В 1910 году стали добывать уже 823,5 тысяч тонн (даже в годы Русско-японской войны (1904—1905 гг.) смогли добыть 1431 тысяч тонн).
Этому способствовало обнаружение богатейших месторождений угля, которые находились практически по всей трассе магистрали. Добывали уголь вместе с казенным ведомством и многими частными организациями.
В 1913 году железные дороги использовали 77 процентов добытого угля. Но понемногу спрос на уголь стал возрастать в других отраслях. Постепенно каменный уголь стал вытеснять дрова в мукомольной, цементной и прочих отраслях, а также в речном пароходстве, при этом расширяя сферу использования паровых машин и котлов, при техническом прогрессе. Увеличение потребности в угле привело к привлечению довольно крупных капиталов в данную отрасль.
Стали создаваться мощные организации, так как в угледобывающей промышленности маленьких компаний не было (это связано с технологией добычи под землей). Но технически слабо оснащенные шахты очень нуждались в огромном количестве рабочей силы. Освободившиеся строители железной дороги, а также неудачливые старатели и разорившиеся переселенцы становились шахтерами, что тем самым обеспечивали рост угледобычи.
Развитие черной металлургии
В процессе своего развития черная металлургия пережила довольно драматические события. Три маленьких завода - Николаевский и Абаканский и Гурьевский, с ежегодной производительностью примерно 3,6 тысяч тонн стали, 5,5 тысяч тонн чугуна, стали не удовлетворять спрос на металл, который существовал в Сибири. При движении по Транссибу это помогло открыть сибирский рынок для южно-украинской и уральской стали и чугуна. С маленькой мощностью сибирские предприятия вступили в конкурентную борьбу, выдержать ее они не сумели, в течение 1906—1911 годов прекратили свое существование. Но совсем ненадолго, уже в 1914 году, когда прекратился ввоз металла в Сибирь, они смогли возобновить работу.
Для развития цветной металлургии были все условия в Сибири, но производство цинка, серебра, свинца, меди к началу XX века слабо развивалось. Большие изменения произошли лишь во втором десятилетии XX века. Ее подъем, также как и маслоделия, золотопромышленности в большей степени было связано с большим потоком иностранного капитала и рабочей силы. Необходимо отметить, что весь иностранный капитал пытался проникнуть в Сибирь во второй половине XIX века, но в ограниченных размерах и эпизодически. Построив Транссибирскую железную дорогу, это помогло приобщить Сибирь к мировому рынку, при этом открыли ее для многих иностранных предпринимателей.
Именно для иностранного капиталовложения в Сибирь, даже в самых маленьких размерах вознаграждалось довольно большими доходами. Легкость при получении больших прибылей сразу же привлекла иностранных предпринимателей, которые рассматривали Сибирь как неиссякаемый источник продовольствия и сырья.
Высокая доходность предприятий
Высокую доходность организаций, которые принадлежали отечественным предпринимателям и иностранному капиталу, смогло обеспечить:
- колониальное состояние Сибири;
- неразвитость товарно-денежных отношений;
- низкий уровень потребностей в рабочей силе, сохраняющее свое значение натуральное производство;
- слабо развитый рынок наемного труда.
В основном весь промышленный иностранный капитал уходил в горнодобывающую промышленность.