Промышленность Китая — важнейший и наиболее динамично развивающийся сектор экономики. Промышленный потенциал Китайской Народной Республики, приносит около 46,6 % ВВП страны.
Китай с начала XXI века является первой мировой индустриальной сверхдержавой по объемам промышленного производства, а также ядерной и космической страной.
Китай занимает первое место в мире по количеству фабрик и заводов. На сегодняшний день промышленность КНР представлена 360 отраслями. Наряду с традиционно развитыми отраслями (угольной, текстильной, черной металлургии) возникли и такие новые отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, нефтедобывающая, фармацевтическая, химическая, авиационная, автомобильная, электронная, космическая. В Китае за полстолетия построено более 370 тысяч новых промышленных предприятий.
Начало XXI века отмечен активным переходом многих стран к новой модели промышленного производства на основе новейших технологий так называемой 4-й промышленной революции, масштабных трансформаций организационно-коммуникационных, логистических, управленческих процессов.
Эти системные преобразования должны обеспечить становление smart-индустрии - производственной деятельности со значительно лучшими (по сравнению с имеющимися) организационно-технологическими характеристиками для достижения высоких показателей конкурентоспособности в мировой экономике.
Понимая важность smart-производств для своего индустриального будущего, ряд стран уже разработали политику и программы для поддержки исследований, развития и применения технологий smart-индустрии.
Особенности развития промышленности Китая
Сейчас Китай является одним из ведущих «игроков» на многих глобальных рынках, что является поводом для особого внимания стран-конкурентов. На правительственном и деловом уровнях развитых стран активно анализируются тенденции развития и промышленная политика Китая для определение стратегического влияния китайской экономики. Так, активное движение Китая в направлении создания передовой промышленной продукции, подкрепленный мощным государственным финансированием, вызывает значительное беспокойство в странах Европы и США. В частности, в отчете регулятивные вопросы государственных поставок, субсидий, информации, лицензирования и национальной безопасности рассматриваются как такие, которые могут препятствовать развитию торговых и инвестиционных отношений с Китаем.
Рисунок 1. Промышленность Китая на мировом рынке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отмечается, что европейский бизнес уже чувствует государственное давление со стороны Китая с целью получения передовых технологий в обмен на краткосрочный доступ к рынку страны. А в результате реализации китайской стратегии ЕС может потерять около € 170 млрд.
Содержание комплексной и амбициозной промышленной политики Китая, нацеленной на масштабные преобразования в промышленном производстве, представлены в правительственном десятилетнем плане «Made in Chinа 2025». В нем определена стратегия для страны, чтобы стать мировым производителем («world manufacturing power») и высокотехнологичной супердержавой («high-tech superpower»), прежде всего из-за усиления мощностей «интеллектуальной» промышленности.
Планом определены девять приоритетных задач: улучшение промышленных инноваций, интеграция информационных технологий и производства, укрепления индустриальной базы, поддержка китайских брендов, внедрение зеленого производства, продвижения прорывных достижений в десяти ключевых секторах, прогрессивная реструктуризация производственного сектора, продвижение сервисно ориентированного производства и индустрии промышленных услуг, интернационализация производства.
Приоритетными определены десять секторов (производств): новая информационная технология, числовые контрольные инструменты и робототехника, космическая и авиационная продукция, морское оборудование и высокотехнологичные суда, передовое железнодорожное транспортное оборудования, энергосберегающие и транспортные средства с использованием новых видов энергии, энергетическое оборудование, сельскохозяйственные машины, биологическая медицина и высокотехнологичные медицинские аппараты.
Согласно Плану 2025, доля китайских поставщиков базовых компонентов и базовых материалов высокотехнологичных производств на внутреннем рынке должна вырасти на 70%.
Характерной чертой Плана «Сделано в Китае 2025» есть намерение китайского руководства поддерживать ведущую роль в управлении экономикой и трансформациями (так называемый «the top-down approach»). Именно руководством страны определяются политические приоритеты и стратегическое видение smart-модернизации промышленности. Соответственно для успешной реализации плана намечено вернуть государственную политику в направлении углубления институциональных реформ, в частности на основе создание специальных правительственных структур, и усиление финансовой поддержки.
Сильные стороны промышленной политики Китая
Среди сильных сторон промышленной политики Китая специалисты отмечают:
- Мобилизационную мощность, то есть исключительную способность правительственной политики привлекать широкое внимание по всей стране в течение короткого периода времени.
- Долгосрочное планирование, которое позволяет правительству разрабатывать дорожную карту промышленной модернизации шаг за шагом. Это предполагает во времена замедления экономического роста меньше внимания уделять краткосрочным воздействиям и сконцентрироваться на долгосрочных целях.
- Мощное государственное финансирование: привлечение большого объема государственных фондов и субсидий, и возможности направлять их в приоритетные отрасли.
- Внедрение новых бизнес-моделей и технологий путем экспериментирования: проверка новых подходов через экспериментальные проекты, которые позже служат моделями для общенационального развертывания новых технологий.
- Стремление местных администраций поддержать развитие smart-индустрии.
Недостатки промышленной политики Китая
В то же время недостатками промышленной политики Китая считаются:
- Несоответствие политических приоритетов и промышленных нужд. Постоянная мобилизационная мощность ведет к чересчур амбициозному всеобъемлющему подходу, который не учитывает специфические потребности предприятий. Многие предприятия недостаточно автоматизированы и не готовы использовать передовые технологии. Сосредоточение на наиболее передовых технологиях и игнорирование необходимости обновления базовой автоматизации и технологии оцифровки, что может привести к разочарованию и даже к разрушительным результатам.
- Фиксация на количественных целях. Промышленная политика не должна недооценивать роль организации производства и последовательного улучшения его процессов как направлений реализации smart-индустрии. Ошибкой является рассматривать промышленную модернизацию как чисто техническую задачу установки нового оборудования.