Прогноз — это предвидение, предсказание, в основе которого лежат определенные данные. План представляет собой порядок работы, который намечен на конкретный период.
Понятие прогнозирования и планирования
Прогнозирование и планирование являются непременными условиями успеха любой организации. Их методы со временем обогащаются и совершенствуются ускоренными темпами.
Особое значение в этом процессе экономические кризисы, происходившие в последней четверти XX в., вынудившие управленцев и экономистов разных стран искать более совершенные и новые методы управления. Второй фактор можно связать с высокоскоростным распространением информационных технологий и компьютерной техники, что сделало доступным для всех анализ перспектив и прогнозирование, позволяя провести автоматизацию, упрощение и ускорение выполнения большого числа функций.
Прогнозирование работы организаций производится с помощью оценки их перспективного развития на основании анализа рыночной конъюнктуры, изменения рыночных условий на будущий срок.
Учет итогов прогнозирования работы организаций производится в маркетинговых программах в процессе определения вероятных масштабов реализации товара, будущих изменений условий сбыта и продвижения.
Прогнозирование в качестве результата маркетинговых исследований можно считать основополагающим пунктом организации выпуска и реализации именно того товара, который необходим потребителю.
Основной целью прогноза является определение тенденций и факторов, оказывающих воздействие на рыночную конъюнктуру.
Виды прогнозов
В процессе прогнозировании принято выделять следующие виды прогнозов:
- краткосрочный прогноз (на 1 — 1,5 года),
- среднесрочный прогноз (4 — 6 лет),
- долгосрочный прогноз (более 10 лет).
В ходе краткосрочного прогнозирования главный акцент делается на количественную и качественную оценку изменений производственного объема, предложения и спроса, конкурентоспособности продукции и индекса цен, валютного курса, соотношение валют и кредитных условий. Также здесь принято учитывать временной (случайный) фактор.
В основе долгосрочного и среднесрочного прогнозирования лежит система прогнозов, включающая конъюнктуру рынка, соотношение между спросом и предложением, ограничения в области защиты окружающей среды, международная торговля.
В ходе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования, как правило, не учитываются временные и случайные факторы влияния на рынок. Если краткосрочный прогноз имеет целью количественные оценки, в первую очередь, уровня рыночных цен, то среднесрочный и долгосрочный прогноз рассматривают оценки динамики изменения цен как вероятностные.
Инструменты планирования и прогнозирования
Инструментами планирования и прогнозирования являются формализованные количественные методы:
- факторный метод,
- статистический анализ,
- математическое моделирование,
- экспертные оценки, в основе которых лежит опыт и интуиция специалистов.
При проведении прогнозирования работы организаций в области выпуска продукции производственного назначения необходим учет анализа инвестиционной политики в тех отраслях, которые потребляют соответствующую продукцию. Также ко вниманию здесь должны быть приняты тенденции развития НТП в данных отраслях, принципиально новые потребности и способы их более эффективного удовлетворения.
Осуществляя прогнозирование работы фирм, которые производят продукцию широкого потребления, специалисты берут за основу данные опросов покупателей и продавцов продукции. В этой ситуации применяется персональное и телефонное интервью, а также анкетирование.
Большая сложность характерна для прогнозирования внешнеэкономической деятельности компании. Это связано с высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером, непредсказуемостью и неопределенностью внешнеэкономических связей.
По этой причине применительно к прогнозированию внешнеэкономической деятельности компаний важно комплексно исследовать целый ряд частных рынков (отдельных государств) конкретной продукции, выявить специфические для каждого и общие для всех факторы формирования рыночной конъюнктуры. Далее проводится анализ взаимосвязи между данными рынками и синтез частных прогнозов. Здесь важно учитывать взаимодействия и взаимное влияние в системе мирового рынка этой продукции. Результаты прогноза работы предприятий (фирм) отражаются в специально предназначенных для этой цели разделах их бизнес-планов.
Планирование работы предприятий
Эффективная работа предприятий и организаций в условиях рыночной экономики возможна только при наличии планов развития, производственной программы, бизнес-плана.
Специалисты проводят разработку и обоснование планов развития организаций, используя систему прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.
Самым совершенным методом разработки норм считается расчетно-аналитический метод. В его рамках производится техническое обоснование норм и нормативов с помощью всестороннего критического анализа состояния производства, вероятных изменений в нем.
Популярными также считаются следующие методы: хронометраж, фотография рабочего дня и др.
За основу норм берутся организационные и технико-экономические условия работы в плановом периоде.
Разработка технико-экономических норм и нормативов производится по нескольким базовым группам:
- нормативы затрат живого труда (затраты рабочего времени на единицу готового изделия, норма выработки в единицу времени, норматив численности);
- норма материальных затрат (удельный норматив затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих);
- норма использования орудий труда (инструментов, машин, оборудования, механизмов и сооружений);
- норматив организации процесса производства (длительность цикла производства, объем незавершенного производства, запас топлива, сырья и материалов);
- норматив продолжительности освоения проектной мощности, вводимой в действие предприятием.