Сущность предпринимательских рисков и их виды
Предпринимательский риск – это вероятность возникновения негативных событий и их последствий, связанных с экономической деятельностью субъектов хозяйствования.
По сути, это опасность, которая ведет к потере ресурсов и недополучению прибыли. Сложность прогнозирования и оценки предпринимательских рисков связана с их многообразием. Существуют риски, которые могут нарушить ход всей работы компании, функционирующей в любой сфере, а также есть риски, которые характерны лишь для отдельных отраслей национальной экономики. Все риски принято делить на следующие категории:
- Внутренние.
- Внешние.
- Краткосрочные.
- Постоянные.
Внутренние возникают в компании, они могут быть созданы персоналом, внутренними сбоями, неэффективным управлением. Внешние риски связаны с экономической политикой государства, стихийными бедствиями, форс-мажорными обстоятельствами и другим. Краткосрочные риски обычно ограничены во времени, а постоянные присутствуют в деятельности компании, и могут проявиться в любой момент.
В зависимости от места происхождения выделяют коммерческие, производственные и финансовые риски. Производственный напрямую связан с хозяйственной деятельностью предприятия. Он может быть вызван полной или частичной остановкой предприятия, проблемами с реализацией, своевременного неполучения денежных переводов, отказом покупателей, риском срыва договоров и соглашений. Коммерческий риск непосредственно связан с деятельностью предприятия. Чаще всего он реализуется в процессе реализации. Финансовый риск возникает в части обращения с финансовыми инструментами.
Риски вызывают неопределенность будущего положения фирмы. Рыночная экономика создает многофакторную среду, в которой предприниматель постоянно подвержен угрозам неблагоприятных факторов, но в тоже время отсутствие риска сдерживает инновационную деятельность и экономическое развитие, поэтому он важен для национального хозяйства в целом.
Виды предпринимательских рисков в России и их особенности
Предпринимательские риски разнообразны. Специфика бизнеса часто определяет перечень потенциальных рисков. Чтобы выявить риски, необходимо провести полномасштабное исследование внутренней и внешней среды, которое позволит сформировать представление о возможных угрозах. На основе полученной информации в работу вносятся коррективы или проводятся профилактические работы, направленные на ликвидацию риска, либо на его минимизацию.
Российская экономика проходит свой уникальный путь становления. Переход от командно-административной системы к рыночной произошел всего тридцать лет назад. Многие институты рыночной экономики являются молодыми и до конца не сформированными, что отражается на предпринимательской деятельности. Быстрый переход к новой модели хозяйствования способствовал созданию базы для дальнейшего развития. Однако, он принес ряд негативных последствий, например, кризис отраслей.
Метод перехода заключался в полной либерализации экономики. Правительство ожидало, что рыночный механизм самостоятельно выровняет положение между предложением и спросом. Этого не произошло. Из-за резкой смены модели хозяйствования в стране сложилась специфическая среда, которая определила особенности предпринимательских рисков. В наиболее существенным относят:
- Незащищенность собственности.
- Незащищенность договоров и правовых отношений.
- Налогообложение.
- Несовершенство экономической и социальной политики.
Самая главная проблема – это отсутствие гибкости налогового законодательства. В стране отсутствует ранжирование величины налога на прибыль в зависимости от масштаба бизнеса. Самым уязвимым оказался средний бизнес, так как налоги ведут к риску потери финансовых резервов.
Рыночная экономика в России является достаточно молодой, поэтому вмешательство государства остается необходимостью. Несмотря на то, что в рыночной экономике роль государственного регулирования снижена, но в новых переходных структурах она остается важной и оправданной.
Государственная власть в России выполняется следующие задачи в рамках становления предпринимательства:
- Выработка программ поддержки населения, обеспечение занятости.
- Формирование мер по регулированию предпринимательства.
- Установление стандартов и мер унификации процессов.
- Стабилизация национального хозяйства.
- Правовое регулирование отношений между субъектами экономики.
Государство способно влиять на экономику прямо и косвенно. Административное воздействие используется крайне редко для ликвидаций опасных тенденций.
Государство может прямо вмешиваться в деятельность компаний, манипулирующих собственной рыночной властью. Большая часть инструментов влияния косвенная.
Основная проблема российского предпринимательства – это неподъемные налоги, которые забирают большую часть прибыли. Чтобы пользоваться льготами, важно соответствовать заданным государством условиям. Через налогово-бюджетную систему власть может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в зависимости от текущих процессов в национальном хозяйстве. Проблема заключается в том, что иногда цели предпринимателей и государства могут не совпадать.
Таким образом, государственная власть берет на себя часть неконтролируемых рисков. То есть те из них, на которые не могут повлиять сами представители реального сектора. Полное исключение этих рисков невозможно, но с помощью государственных мер возможна их минимизация и осуществление их контроля.
Еще одной проблемой остается правовое регулирование предпринимательства. Чаще всего, российский бизнес сталкивается с проблемами утраты имущества, возникновением гражданской ответственности, неожиданными убытками, нарушениями обязательств со стороны поставщиков и подрядчиков. Это ведет к финансовым потерям, которые подрывают стабильность функционирования работы предприятия. В стране отсутствую правовые институты поддержки предприятий, оказавшихся в сложных ситуациях. Страхование так же находится на низком уровне, что не позволяет предпринимателям в полной мере защитить свой бизнес.