Предельная полезность – это полезность, получаемая человеком при использовании каждой дополнительной единицы продукции.
Сущность общей и предельной полезности
Цель любого потребителя, с которой он приобретает товары, заключается в максимально возможном удовлетворении своих потребностей и запросов, а также в получении удовольствия от приобретенных благ. Главный фактор потребительского выбора – это полезность тех или иных товаров.
Под полезностью понимается степень удовлетворенности потребителей, которая возникает при потреблении товаров либо осуществлении какой-либо деятельности.
Различают полезность общую, совокупную и предельную.
Общая полезность – это совокупная полезность, получаемая при потреблении всех благ. Общая полезность увеличивается вместе с увеличением потребления, однако, не пропорционально объемам потребления, и со временем затухает, достигая нулевой отметки.
Важность материальных благ проявляется, когда с их помощью люди удовлетворяют свои потребности. Любой индивид дает свою оценку тому или иному благу. Другими словами, полезность является суждением человека о благе.
Предельная полезность – это добавочная полезность, которая прибавляется с каждой единицей потребленного блага. Самый известный представитель маржиналистского направления в экономике У. Джевонс полагал, что, когда получено необходимое количество товара, большее их количество покупателям безразлично, а иногда может вызывать отвращение. С каждым последующим потреблением данного товара будут появляться менее интенсивные чувства, чем предыдущие. В таком случае полезность последней единицы товара уменьшается в некоторой пропорции.
Таким образом, предельная полезность представляет собой изменение общей полезности в сторону уменьшения в процессе потребления дополнительной единицы продукции.
Закон убывающей предельной полезности
Функция полезности показывает убывание полезности товара с увеличением его количества:
$U = f(Qi)$,
Где $U$ – это полезность, $Qi$ – последовательность благ.
Предельная полезность будет обратно пропорциональная объемам потребления. Данная зависимость выражается с помощью закона убывающей предельной полезности, который гласит, что с увеличением количества потребляемых благ сокращается их предельная полезность.
Ценность товара зависит от субъективных представлений о предельной полезности последнего блага, оставшегося в распоряжении потребителя. Так как предельная полезность товаров по мере их потребления снижается, то потребители будут увеличивать объем покупок только при снижении цен на них.
Рассматриваемый закон имеет ограничения в применении:
- Сравниваются только однородные единицы;
- Рассматриваются потребители с неизменными вкусами;
- Процесс потребления продукта непрерывен;
- Цены на продукт не изменяются.