Понятие бюджета
Бюджет — это документ, который составляется для планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данный документ помогает спрогнозировать финансовую деятельность предприятия на определенный период времени.
Бюджетирование — это процесс, который позволяет спланировать деятельность предприятия с использованием трудовых резервов.
Бюджет должен планироваться на определенный период времени, а период времени должен иметь временные границы. Самым распространенным видом бюджета считается годовой. При этом годовой бюджет делится на кварталы или месяцы.
Основой бюджета являются прогнозируемые показатели затрат и получение прибыли. Четко спрогнозировать бюджет невозможно, точный результат можно получить только после прогнозируемого периода.
При составлении бюджета необходимо учитывать развитие рыночных отношений на внешнем и внутреннем рынке, а так же уровень инфляции. Бюджет должен быть гибким, для того, что была возможность внести различные коррективы.
Составление временного бюджета не требует определенной формы.
На составления временного бюджета влияют:
- внутренние факторы (использование возможных ресурсов на полную мощность, внутренние оборотные средства предприятия);
- внешние факторы (конъюнктура, цена на рынке, конкуренты).
Функции временного бюджета
К основным функциям бюджета относятся:
- Возможность прогнозирования статей бюджета.
- Возможность минимизации потерь.
- Определение возможностей предприятия.
- Возможность контроля использования денежных средств.
- Мониторинг и анализ деятельности предприятия.
- Контроль деятельности всех руководителей.
- Определение выполнения статей бюджета.
- Мотивация сотрудников на улучшение работы.
- Объединение всех сотрудников (командная работа на общий результат).
Бюджетный процесс имеет циклический характер, который равен временному интервалу. При составлении бюджета принимают участия все структурные подразделения.
Основные составляющие бюджета
При составлении временного бюджета необходимо учитывать объем предполагаемых продаж всего ассортимента продукции, которую производит предприятие. На основании маркетинговой стратегии предприятия, рассчитывается количество потенциально необходимой продукции.
При составлении баланса необходимо так же учитывать общие затраты, которые необходимы для привлечения коммерческих ресурсов.
Бюджет состоит из расходной и доходной части.
-
Расходы делятся на: производственные, коммерческие, управленческие.
- Производственные затраты. Осуществляется методом калькулирования себестоимости готовой продукции.
- Коммерческие расходы. Рассчитываются предполагаемые расходы на готовую продукцию (реклама, работа торговых агентов, транспортировка товаров, заработная плата коммерческой службы).
- Управленческие расходы. В данном разделе учитываются затраты которые предприятие тратит на поддержание бизнеса.
-
Доходная часть бюджета наполняется за счет реализации своей продукции или инвестиционных вложений.
Временной баланс – это документ, который позволяет представить общую картину деятельности предприятия за определенный период времени. При составлении бюджета, необходимо учитывать все денежные средства, уровень дебиторской и кредиторской задолженности, запасы которые есть на предприятии, долгосрочные пассивы.
Для разработки эффективного баланса необходимо учитывать объемы производства и объемы реализации, расходы на содержание коммерческой службы другие расходы и доходы.
Бюджет движения денежных средств – это документ, который необходим для обеспечения текущих доходов и расходов на предприятии.