Понятие бюджета
Бюджет – схема доходов и расходов, которая рассчитывается на определенный период времени.
Целью финансового планирования предприятия является обеспечение производственного процесса по формированию необходимых денежных средств.
При составлении бюджета необходимо учитывать:
- Ясность;
- Доступность;
- Достоверность.
Четко установленной формы бюджета не существует.
- Планировать только те цели, которые можно осуществить. При составлении бюджета необходимо детализировать планы предприятия.
- Необходимо провести анализ деятельности предприятия, что поможет определить слабые и сильные стороны.
- Цель всех работников - получение положительного результата в деятельности предприятия.
- Контроль текущей деятельности предприятия.
- Необходимо постоянно увеличивать квалификацию работников предприятия.
Этапы составления бюджета
- Прогноз возможного бюджета.
- Прогноз ожидаемого объема производства, с учетом технологических мощностей.
- Расчет затрат которые будут связаны с производством.
- Расчет необходимых денежных средств для производства.
- Калькуляция финансовых расходов.
Виды бюджетов
- Общий бюджет – это скоординированный план работы, по всем функциям, которые может выполнять предприятие. Бюджет состоит из отдельных блоков, которые информируют о потоке поступления финансов, предполагаемых расходов. Все эти показатели необходимы для принятия правильных управленческих решений.
-
Операционный бюджет – это система бюджетирования, в которой отражены доходы и расходы по всем производственным операциям (закупка сырья, коммерческие расходы, транспортные расходы).
Планирование общего бюджета начинается именно с составления операционного бюджета. Операционный бюджет необходим для анализа финансовых показателей предприятия (прибыль, убыток).
-
Бюджет продаж – основан на получении информации об объемах продаж, ценах, получения прибыли от продаж. При составлении бюджета продаж необходимо учитывать не только технические возможности предприятия, но и конъюнктуру рынка сбыта готовой продукции, а также конкурентов, которые находятся на рынке уже долгое время.
Базой для формирования бюджетов о затратах на производство и реализацию готовой продукции берется бюджет продаж.
Для их составления необходимо учитывать:
- объем затрат;
- группировку возможных затрат;
- нормативы расходов (коммерческих, производственных, административных).
-
Производственный бюджет показывает, какое количество продукции необходимо произвести, чтобы предприятие работало рентабельно.
- Финансовый бюджет – эта план, в котором показываются предполагаемые источника поступления денежных средств, и варианты их использования.
Заключительным этапом в процессе составления общего бюджета служит, разработка бюджетного бухгалтерского баланса, который показывает изменения в финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.
Контроль выполнения бюджета
Системой контроля выполнения бюджета, считается полный мониторинг финансового благополучия предприятия. Необходимо проводить контроль выполнения статей бюджета. Это проводится с целью определения слабых и сильных сторон по всем статьям бюджета. На практике – проводится сравнительный анализ фактических показателей с плановыми показателями. Если есть отклонения, то руководитель принимает решения о необходимости введения корректировки в бюджет следующего периода. Если все выполняется по плану, то изменения не осуществляются.
При анализе выполнения бюджета, необходимо использовать современные методы анализа финансового состояния и контроля хозяйственной деятельности предприятия. Главной целью такого анализа является определение: хватает ли денежных средств для выполнения всех условий, которые предусмотрены бюджетом или необходимо искать дополнительные пути финансирования.