Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поведение производителя в рыночной экономике

Особенности рыночной экономики

Определение 1

Рыночная экономика – это модель хозяйствования, которая строится на свободном предпринимательстве и конкуренции.

Модель хозяйствования определяет принципы функционирования национальной экономики. Отличительной особенностью рыночной экономики является многообразие форм частной собственности. Свобода предпринимательства ведет к тому, что интересы продавцов начинают пересекаться, что порождает конкуренцию. Именно она является основой рыночной саморегуляции. Благодаря конкуренции уравновешивается спрос и предложение, устанавливается справедливая цена, способная удовлетворить интересы обеих стороны сделки купли-продажи.

Основными чертами рыночной экономики являются:

  1. Наличие конкуренции.
  2. Полная независимость от государственной власти в организации производства и реализации готовой продукции.
  3. Свободный выбор подрядчиков и контрагентов.
  4. Ориентированность производства на покупателя.

Цены на рынке устанавливаются без участия государства. Само государство ограничено финансовыми инструментами влияния на экономику. Роль властного вмешательства важна, но не должна определять основные направления развития. Государство может косвенно влиять на национальное хозяйство через фискальную и монетарную политику.

Рыночная экономика дает субъектам свободу выбора. Так же они самостоятельно определяют принципы своего поведения, принимают решения не зависимо от других экономических агентов. Рыночный механизм способствует эффективному распределению ресурсов, а также создает условия гибкости и высокой степени адаптивности к изменяющимся потребностям общества. С другой стороны, рыночная экономика не всегда может придти к равновесию, и тогда требуется прямое или косвенное вмешательство государства. Рынок не может обеспечивать социальные гарантии, а лишь усиливает расслоение населения по доходам. Выход из круга бедности становится все более сложным. Рынок не способен обеспечить все трудоспособное население работой.

«Поведение производителя в рыночной экономике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Производство в рыночной экономике

Основной экономической системы является производственный процесс, который состоит из создания, распределения, сбыта и конечного потребления готовых благ. Под экономическим производством понимается процесс физической или интеллектуальной деятельности, вследствие которого осуществляются затраты факторов производства. То есть, для создания благ необходимы земля, капитал, труд и предпринимательский талант. Прилагая факторы производства и собственные способности, человек преобразует дары природы в востребованные товары или услуги. Производство считается коммерческим только тогда, когда созданные блага реализуются третьим лицам. Если индивид производит товары и услуги для собственного потребления, то такая деятельность не считается коммерческой.

Производство в рыночной экономике отличается свободой действий предпринимателей. Цены складываются при соотношении спроса и предложения. Основная цель производителя – регулярное получение прибыли. Выделяют следующие виды производства:

  • Материальное. Оно связано с отраслями экономики, в которых создаются блага, имеющие физическую форму.
  • Нематериальное. Оно связано с оказание услуг либо с реализацией интеллектуальных идей.

В экономике существует следующая классификация производства. Заказное работает с индивидуальными заказами, является эффективным при малых масштабах. Негибкое производство массовой продукции специализируется на создании однородных стандартных товаров. Гибкое производство массового характера создает расширенную номенклатуру, использует большое количество комплектующих. Поточное отличается непрерывным потреблением материалов и сырья. Продукция создается непрерывно, что требует существенных капиталовложений и автоматизации процессов.

Поведение производителя в рыночной экономике

Используя факторы производства, предприниматель организует хозяйственную деятельность таким образом, чтобы систематически извлекать прибыль. Его цель – реализация собственных интересов. Субъектам производства выступает предприятие. Сегодня это многопрофильные организации, отличающиеся устойчивостью и тенденцией к диверсификации. В случае, если один вид деятельности является убыточным, то затраты могут быть компенсированы за счет другого вида работ. Чтобы создать многопрофильную компанию необходимо рассредоточение капитала.

Государство так же может выступать в качестве продавца или покупателя. Но его предприятия медленнее реагируют на рыночные изменения, поэтому не способны производить конкурентную продукцию. Часто государственные предприятия имеют монопольный доступ к факторам производства, что определяет деятельность частных компаний.

Частные фирмы более адаптированы к рыночной системе хозяйствования, так как управлением часто занимается один человек, либо несколько лиц. Крупные предприятия становятся акционерными обществами, что позволяет им привлекать капитал. Поведение производителя зависит не только от его формы хозяйствования, но и от действующей формы конкуренции.

В России крупные компании сложились в стратегически важных отраслях – добыче, черной металлургии и транспорте. Здесь действует монопольная власть, которая ограничивается государственной антимонопольной политикой. Компании обладают полной рыночной властью, могут устанавливать свои цены или регулировать объем выпуска. В олигополиях действует несколько крупных предприятий, которые делят между собой рынки сбыта и придерживаются одного уровня цен. Малые предприятия функционируют в условиях монополистической конкуренции. Каждое из них стремится монополизировать свою часть рынка, при этом не может оказывать существенного влияния на рынок в целом.

Замечание 1

Таким образом, поведение производителя зависит от формы конкуренции, действующей на рынке. Его основная задача – выработать уникальные конкурентные преимущества, которые позволят удерживать позицию на рынке в долгосрочной перспективе.

Дата последнего обновления статьи: 27.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot