Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Функции ценовой дискриминации

Причины осуществления ценовой дискриминации

С латинского «discriminatio» - это разделение. В первоначальном своем понимании термин «ценовая дискриминация» не означал негативных явлений. Многие исследователи сходятся во мнении, что данное словосочетание не имеет отрицательных оттенков смысла, а лишь показывает особенности используемых методов ведения бизнеса.

Определение 1

Под ценовой дискриминацией понимается установление разных цен для различных покупателей при отсутствии причин, которые обусловлены производственными издержками или затратами при реализации.

Не относится к явлению «ценовая дискриминация» установление различной стоимости на товары, которые поставляются в разные регионы, в различное время или по различным артикулам. Однако, случай одной и той же цены для потребителей, которые находятся от поставщика в разной удаленности, может считаться ценовой дискриминацией.

В современной экономике ценовая дискриминация широко распространена. Крупные компании применяют различного рода скидки от первоначальной стоимости товаров для отдельных групп покупателей или же регионов с целью укрепления своих позиций, а иногда и вытеснения своих конкурентов, чтобы заполучить тем самым монопольное положение на рынке, позволяющее в будущем увеличивать те же цены и получать монопольно высокий доход.

Пример 1

Ярким примером ценовой дискриминации является продажа товаров по очень низкой стоимости для нанесения ущерба конкурентам и вытеснения их с рынка.

Степень полноты реализации каждого условия ценовой дискриминации и их удачное сочетание между собой показывает разные возможности осуществления политики в области ценовой дискриминации как постоянной стратегии компании. Контроль в высшей степени над рыночной средой при благоприятных обстоятельствах позволяет фирме назначать индивидуальные цены на каждую единицу продукции для различных покупателей, учитывая индивидуальные кривые спроса. Наиболее мягкой формой дискриминации в области цен является назначение различных цен для различных групп потребителей. Здесь существует много промежуточных вариантов, начиная от установления разных цен на определенные партии продукции и до индивидуального подхода к установлению стоимости для определенных групп клиентов.

«Функции ценовой дискриминации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Функции, выполняемые ценовой дискриминацией

Главным условием проведения ценовой дискриминации является монопольное положение продавца (производителя) в своей отрасли, поскольку только такое положение позволяет устанавливать цены.

При условии здоровой конкуренции на продукцию дискриминация по ценам на него не представляется возможной, так как на нее устанавливается единая стоимость, повлиять на которую организации не могут.

Основными функциями ценовой дискриминации являются:

  1. Достижение максимального значения прибыли путем присвоения потребительского излишка. Потребительский излишек – это разница между потенциальной готовностью заплатить и реально потраченной суммой.
  2. Повышение прибыльности за счет расширения производства в условиях ценовой дискриминации, а, следовательно, экономия по производственным масштабам.
  3. Реализация эффективной политики в борьбе за клиентов. Потребители ищут возможности для приобретения по ценам ниже средних, а дискриминация в большинстве случаев предоставляет им такие условия.

Типы ценовой дискриминации и последствия каждого из них

Ценовая дискриминация классифицируется по степени присвоения монополистом излишка потребителей. Различают:

  • Совершенную ценовую дискриминацию (первая степень);
  • Вторую степень ценовой дискриминации;
  • Третью степень ценовой дискриминации.

При совершенной дискриминации существует возможность установления разных цен на каждый продаваемый товар. Отдельные покупатели платят за дополнительные единицы продукции свою цену, которая равна индивидуальным ценам спроса.

При второй степени ценовой дискриминации продавец устанавливает разные цены на разные объемы покупок, что позволяет ему извлекать из этого выгоду. При третьей степени различные цены устанавливаются для разных рыночных сегментов. Данные категории должны легко идентифицироваться. В практической деятельности преобладает именно третий подход.

Последствия дискриминации по ценам имеют двойственное значение. Дифференциация цен позволяет фирмам увеличивать свою прибыль за счет клиентов. Однако, выгодно становится монополистам повышать производственные объемы. В этих условиях ценовая дискриминация способствует повышению эффективности рыночного механизма, так как приводит к увеличению объемов спроса и предложения. К положительному моменту относится то, что те рыночные сегменты, которые при условии единых цен не получили бы никакой продукции, также обслуживаются.

При первой и второй степени ценовой дискриминации в обычных случаях увеличиваются объемы выпуска, что приводит к меньшим издержкам и высокой степени эффективности распределения мощностей. Третья степень дискриминации используется наиболее широко в сравнении с другими типами. Ее влияние на эффективность оценить сложнее всего. В самых простых случаях все функции спроса – это прямые линии. При обслуживании всех соответствующих рынков, простое или дискриминационное монопольное назначение цен не влияет на производство.

Все три типа ценовой дискриминации могут иметь положительные стороны в вопросах распределения ресурсов при отдельных условиях, когда уровень спроса низок для того, чтобы безубыточно проводить операции по рыночному обслуживанию при простом образовании цен в монополии.

Пример 2

Установление врачом, работающим в небольшом городе, различной стоимости услуг для разных слоев населения. Добавочный доход в этом случае, который получен при помощи ценовой дискриминации, будет достаточным, чтобы не прекращать свою деятельность.

Часто ценовая дискриминации позволяет достигать большую справедливость, что показано на примере.

Дата последнего обновления статьи: 02.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot