Рыночная экономика достаточно сложна. К тому же, как показывает практика, введение западных моделей, которые с успехом применялись в иностранных государствах, не всегда даёт положительный эффект и "приживается" в местных условиях. Не будем забывать, что рыночная экономика на Западе формировалась, преобразовывалась на протяжении более $200$ лет, а страны постсоветского пространства идут по этому пути только пятнадцать лет. И поэтому проблему собственности, и способы её влияния на формирование рынка необходимо рассматривать, в основном, с точки зрения национальной экономики, однако, не исключая опыта, накопленного зарубежными экономистами.
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведёт, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика Украины служит подтверждением этой исторической традиции.
Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе. Богатые традиции и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.
Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание этой проблеме, но, тем не менее, эта проблема остаётся дискуссионной и недостаточно разработанной. Отсюда следует вывод, что данная проблема довольно актуальна на сегодняшний день. Несмотря на огромный багаж накопленной экономической мысли, в экономике, как и в любой другой отрасли человеческих знаний, ещё существуют "белые пятна.
Приватизация
Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче её в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Непосредственными целями приватизации являются:
- сокращение задолженности государственного сектора;
- развитие рынка;
- стимулирование предпринимательства;
- формирование слоя мелких и средних собственников;
- расширение индивидуальных свобод;
- развитие народного капитализма;
Подходы к рассмотрению приватизации
В соответствии с традиционным подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.
Второй подход – "трудовой" – на первый план выдвигает такой критерий, как "трудовой" и "эксплуататорский" характер собственности. Понятие "трудовая собственность" может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении "трудовой" и "традиционный" подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
Рисунок 1.
Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать "субъектным". Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвёртый подход условно можно назвать "западным": в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, её государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.
Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в "частную", "общую долевую" или "акционерную" собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.
Принципы приватизации
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создаёт предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от "дирижистской" модели регулирования экономики к "неолиберальной". Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – "не навреди".
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов:
- Приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ.
- Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения.
- Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи.
- Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определённого уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоёв населения.
- Приватизация должна проводится с учётом национальной безопасности.
- Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.