Платформенная экономика – это экономика, основу которой составляют платформы, т.е. онлайн-системы, являющиеся комплексными типовыми решениями в процессе взаимодействия пользователей.
Сущность платформенной экономики
Платформенная экономика представляет собой такую экономическую деятельность, основой которой являются платформы, т.е. комплексные типовые решения, предназначенные для взаимодействия пользователей между собой.
В качестве примера транзакционных платформ можно привести Alibaba Amazon, Uber, Airbnb, Baidu. Также существуют и инновационные платформы, которые обеспечивают технологическую среду. Как правило, платформы позволяют пользоваться специфическими решениями, связанными с ними сервисами и т. п.
Понятие «платформа» стало появляться в экономических работах в начале 1990-х годов. В 2008 году в Лондоне состоялась первая научная конференция, посвященная платформенной экономике.
Развитию платформенной экономике способствовали следующие факторы:
- Высокая технологическая доля в стоимости товара. Основной целью платформ является распространение технологий и снижение издержек;
- Снижение компаниями времени выхода нового товара на рынок в связи с высоким уровнем конкуренции. Время в платформенной экономике имеет высокую стоимость;
- Быстрое развитие инфраструктур.
Цифровые платформы в экономике
Значение цифровой экономики в мировых товарно-денежных отношениях с каждым годом увеличивается. Цифровизация дает новые возможности для устойчивого и всестороннего развития.
На сегодняшний день цифровая экономика затрагивает не только технологический сектор и цифровые фирмы, но и цепочки поставок в различных секторах экономики.
Цифровой сегмент экономики растет по причине увеличения трансакционного сектора, доля которого в развитых странах превышает 70% от национального ВВП. К данному сектору относятся: государственное управление, информационное обслуживание, консалтинг. Финансы, оптовая и розничная торговля, предоставление социальных услуг и т. д.
Чем выше диверсификация и динамика экономики, тем больший объем данных будет вращаться внутри страны и за ее пределами, следовательно, больше информации будет появляться внутри национальной экономики. Цифровая экономика эффективнее функционирует на рынках с большим числом участников и высокой степенью проникновения ИТ-услуг.
Главный фактор, способствующий развитию цифровой экономики, - это инновации. По мнению экспертов, в последние годы инновации более успешны не в технологической отрасли, а в области бизнес-моделей.
Мировое сообщество с высокой скоростью приближается к эпохе платформенной экономики, в которой фундаментом экономической и социальной жизни становятся используемые инструменты и механизмы на базе Интернета.
Платформы — это будущее рыночной экономики. Платформами называют и виртуальные торговые площадки, и совокупность пользователей, и бизнес-модели, программный и сетевой комплексы.
Цифровая платформа — это бизнес-модель, основанная на инновационных технологиях, создающая прибыль за счет обмена между несколькими участниками.
В последние годы наблюдается стремительный рост цифровых платформ, а компании, основу которых составляют платформы, все больше проникают в различные экономические отрасли.
Можно выделить такие категории цифровых платформ:
- Инновационные платформы, позволяющие лидерам платформ привлекать достаточно большое число внешних новаторов, быть технологической основой, на базе которой компании ведут разработку дополнительных продуктов и услуг;
- Транзакционные платформы, дающие возможность отдельным лицам, организациям находить друг друга, делая доступными коммерческие транзакции. Примерами таких платформ являются Amazon и eBay;
- Интеграционные платформы представляют собой крупные компании, предлагающие возможности и транзакционных, и инновационных платформ. Примеры: Apple, Google;
- Инвестиционные платформы — это холдинговые компании, управляющие портфелем акций компаний-платформ.
К преимуществам платформенной экономики относятся:
- Стимулирование инноваций, т.е. создание индивидуализированных товаров, новых типов продуктов, инновационных бизнес-моделей;
- Создание потребительской ценности: удобство, расширение выбора, прозрачность рынка, распределение финансовых активов и ресурсов;
- Открытие новых рынков;
- Снижение трансакционных издержек;
- Улучшение благосостояния общества.
Тенденции развития цифровых платформ в России
Цифровые платформы получили широкое распространение и в России в таких форматах: социальные сети, мессенджеры, поисковые системы, платежные системы, платформы в сфере электронной торговли, туризма, финансов, образования и т. д.
Российские цифровые платформы существенно уступают по величине капитализации отечественным холдингам и кредитным организациям. Таким образом, платформенные компании в России присутствуют слабо. Так, в 2017 году в топ-100 самых дорогих публичных компаний России вошли лишь две платформенные компании Яндекс, занявшая 12 позицию в рейтинге, и Mail.Ru Group – 23 позиция.
Между тем глобальные цифровые платформы имеют сальные позиции на российском рынке. В общем объеме рынка цифровых платформ России на долю мировых платформ приходится 30%.
в некоторых направлениях и отечественные цифровые платформы составляют конкуренцию мировым лидерам. Например, конкуренция на российском рынке социальных сетей: на долю Вконтакте приходится 61% рынка, а Facebook – 35%.
К началу 2018 года общий уровень проникновения социальных сетей в России равнялся 47% (около 68 млн. жителей страны).
Основной доход платформенные компании в России получают от рекламы. Так, доход Яндекса в 2017 году составил 94,1 млрд. руб., что вдвое превысило доход дочерней компании Google в нашей стране.
Таким образом, на платформенных рынках России присутствуют отечественные игроки, которые развиваются и составляют конкуренцию глобальным цифровым платформам. Однако, на мировых платформенных рынках российские компании занимают слабые позиции.