Понятие бюджета
Бюджет – это соотношение доходов и расходов субъекта хозяйствования, как правило, предприятия или государства.
Исследование и формирование бюджета зависит от того, на каком уровне он формируется. Предприятия, корпорации, домашние хозяйства и государственная власть могут создавать свой бюджет. Изначально слово бюджет использовалось во французском языке для обозначения небольшой поясной сумки. В Англии оно вошло в обиход, как термин, означающий мешок Казначейства. А уже позже это слово стало использоваться для обозначения текущего баланса казны. Экономисты определяют бюджет, как количественное описание денежных потоков в виде поступлений и выплат. Их анализ позволяет спрогнозировать потенциал финансового плана.
Выделяют следующие виды бюджетов:
- Семейный бюджет или бюджет домашнего хозяйства. Финансовое планирование осуществляется субъектами хозяйствования в зависимости получаемых доходов и текущих мелких и крупных расходов. Человек самостоятельно определяет движение и скорость денежных потоков.
- Бюджет предприятия. Представляет собой финансовые средства организации, а также их движение от подрядчиков и контрагентов к субъекту и от него. Бюджет предприятия зависит от выручки и долговых обязательств, а также расходов, необходимых для организации производства.
- Государственный бюджет. Это финансовая система обеспечения функционирования государственной власти. Средства бюджета расходуются на решение социально-экономических проблем. Бюджет может быть дефицитным, если расходы превышают доходы, и профицитным в обратном случае.
Специалисты считают, что правильное построение модели бюджета позволит прогнозировать соотношение доходов и расходов в будущем. Другие ученые полагают, что точность планирования и прогнозирования будущих расходов зависит от точности поступающей информации, а значит, от людей на местах.
Бюджетное законодательство РФ
Бюджетная система России действует согласно Бюджетному Кодексу РФ. Порядок взимания налогов и сборов определяется соответствующим налоговым законодательством. Формирование, рассмотрение, утверждение бюджета, порядок его рассмотрения так же регламентируются Бюджетным Кодексом.
Кассовое обслуживание государственного бюджета страны осуществляется Казначейством. Сам бюджет имеет трехуровневую систему и состоит из федерального, регионального и местного бюджета. Планирование, содержащее смету будущих доходов и расходов, составляется Министерством финансов. Далее готовый проект отправляется в Правительство, где рассматривается в трех чтениях. Если разногласия возникают на первом чтении, то создается специальная комиссия из представителей Правительства, Совета Федерации и Госдумы. Когда Дума утвердит бюджет, он отправляется на рассмотрение в Совет Федерации. Окончательно бюджет утверждается Президентом РФ.
Первый уровень бюджетного законодательства РФ представлен Кодексом. Он регулирует правонарушения, а также механизм правовой ответственности. Здесь конкретизируются общие принципы законодательства в бюджетной сфере, правовое положение субъектов, нарушивших закон и так далее. Так же Кодекс определяет бюджетный процесс и последовательность утверждения бюджета соответствующими государственными органами. Второй уровень законодательства представлен федеральными законами. Сюда относят и нормативные акты, разработанные органами местного самоуправления. На третьем уровне находятся распоряжения и постановления Правительства РФ, субъектов федерации, акты, созданные органами местного самоуправления. Четвертый уровень представлен актами Министерства финансов и иных федеральных ведомств.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ
Бюджетное нарушение происходит тогда, когда совершаются действия, противоречащие закону РФ. Оно признается бюджетным, если совершено финансовым органом, либо иным субъектом причастным к бюджетному процессу. Меры принуждения не освобождаются должностных лиц от ответственности. Среди бюджетных мер принуждения выделяют:
- Взыскание средств из одного органа в другой, если это установлено бюджетом страны.
- Взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставляемыми из одного уровня бюджета в другой.
- Взыскание пеней.
- Сокращение межбюджетных трансфертов.
Перед началом процедур принуждения высылается документ финансового контроля, который рассматривается соответствующим финансовым органом. В нем содержатся данные, обосновывающие введение мер принуждения.
Применение административной ответственности по нарушению бюджетного процесса может быть направлено на юридические и физические лица. Среди основных причин выделяют не своевременное возвращение средств в бюджет, нарушение условий предоставления кредита. Сюда относят нарушения, связанные с межбюджетными трансфертами, инвестициями, субсидиями, бюджетной отчетностью. Возможна дисквалификация должностных лиц в рамках административной ответственности. Например, нецелевое использование бюджетных средств влечет за собой административный штраф в размере 20-50 тысяч рублей, а также дисквалификацию на срок до трех лет для физических лиц. Если бюджетные средства были использованы нецелевым образом юридическими лицами, то они должны уплатить от 5 до 25% суммы, полученной из бюджета.
В зависимости от степени тяжести нецелевого применения средств бюджета может предусматриваться уголовная ответственность. Нарушение рассматривается в судебном порядке относительного одного лица или группы лиц, совершивших хищение средств бюджета в сумме, превышающей 7,5 миллионов рублей.
Последовательность применения мер ответственности включает в себя:
- Предупреждение о нарушении бюджетного процесса.
- Блокировка расходов.
- Иные меры наказания.
Предупреждения выдвигаются против небольших нарушений бюджетного процесса. Блокировка расходов может сопровождаться изъятием средств, приостановлением операций по счетам кредитных организаций, наложением штрафа с последующим начислением пени