Понятие франчайзинга
Франчайзинг – это экономические отношения, возникающие между двумя субъектами хозяйствования, относительно передачи права ведения предпринимательской деятельности.
Коммерческая концессия и франшиза являются синонимами франчайзинга. По сути, это сделка купли-продажи, при которой покупатель приобретает право вести бизнес от лица продавца. Продавец предоставляет право покупателю пользоваться своим именем, технологиями, идеями за определенную плату. Эти отношения напоминают аренду. Франчайзи является арендатором, а франчайзер играет роль арендодателя.
Договор франчайзинга включает в себя следующие элементы:
- Сумма выплат со стороны покупателя
- Бренд или товарный знак, как предмет сделки.
- Пользование брендом предполагает, что покупатель несет самостоятельную хозяйственную ответственность.
- Нормативно-правовые аспекты взаимоотношений между сторонами сделки.
Платежи за пользование именем могут проводиться единоразово, либо в виде фиксированных сумм через равные промежутки времени. Существует вариант уплаты процентов от объема продаж. Возможен вариант с приобретением франчайзи у франчайзера набора благ.
Паушальный взнос – это цена франшизы. Обычно это фиксированная сумма, которая нужна покупателю для открытия своего дела. Ежемесячный платеж в пользу франчайзера называется роялти. Франчайзер может указать в договоре необходимость франчайзи оплачивать часто маркетинговых и рекламных кампаний бренда.
Развитые страны пользуются франчайзингом очень давно, поэтому в них проработаны правовые аспекты взаимодействия продавца и покупателя. В российской практике под франчайзингом обычно понимается договор коммерческой концессии, а франшизы как таковой не существует.
Договор концессии определяет не только условия пользования именем или ноу-хау, но может указывать территорию, в пределах которой возможно открытие предприятия франчайзи.
Франчайзинг в России
Франшиза является формой отношений между субъектами хозяйствования в развитых странах достаточно давно. В них существуют законодательные и нормативные акты, регламентирующие разные стороны экономических отношений, возникающих относительно купли-продажи франшиз. В российском законодательстве франчайзинга, как явления экономики, не существует, но есть договор коммерческой концессии. Он представляет собой соглашение, дающее право покупателю использовать объекты прав продавца. Договор концессии дает исключительное право пользоваться репутацией продавца, а также применять его опыт. Возможно указание территориального размещения предприятия.
Сегодня Россия входит в число мировых лидеров по темпам франчайзинговой деятельности. В стране существует Ассоциация Франчайзинга, являющаяся некоммерческой организаций, выполняющей консульатативные функции. Первые франшизы в России были проданы еще в девяностые годы. А первой иностранной франшизой стала корпорация «Баскин Роббинс». Самыми популярными российскими франшизами считаются:
- «Лукойл».
- «Планета Фитнес»
- «Ароматный мир»
- «Пятерочка»
- «Инвитро»
- «Шоколадница»
Около 62% предприятий, действующих на отечественном рынке, являются франшизами. Из них 45% приходится на молодые предприятия, существующие на рынке не более пяти лет. Это свидетельствует о возрастающем интересе к этому виду экономических отношений. Франчайзинг в России существует в разных сферах хозяйственной деятельности от питания до банкинга и риэлтерских услуг.
Особенности развития франчайзинга в России
Российский франчайзинг постепенно развивается и вызывает все больший интерес со стороны предпринимательства. Однако, его положение в правовом поле остается шатким. Часто к франчайзингу прибегают компании, стремящиеся масштабироваться, освоить новые рынки. Для малого и среднего бизнеса франшиза является способом минимизации рисков на этапе запуска.
Сложности развития франчайзинга в России связывают со следующими проблемами:
- Юридические трудности связаны с отсутствием понятия «франчайзинг» в российском законодательстве, поэтому договора франчайзинга не существует. Договор коммерческой концессии регистрируется в Роспатенте, что обеспечивает уверенность обеих сторон сделки. Так же требуется своевременная регистрация товарного знака, в противном случае, именем может воспользоваться любой желающий.
- Поддержка со стороны управляющей компании. Западная практика предполагает, что франчайзер оказывает помощь в подборе персонала, технологиях, мотивации, оформлении помещения и так далее. Здесь возникают сложности с товарными франшизами, когда франчайзер заинтересован только в сбыте своей продукции. Часто сетевой маркетинг маскируется под франшизу. Существуют франшизы, подключающие партнеров к цифровой системе, и на этом их участие в работе франчайзи заканчивается.
- Некомпетентность специалистов, продающих франшизу. Проблема связана с тем, что менеджеры стремятся реализовать количество, а не качество.
- Сложность с отслеживанием рыночной динамики. Франшизы продают очень молодые компании, которые еще не показали умение стабильно функционировать на рынке. Покупатели франшизы сталкиваются с риском, что франчайзи просто перестанет существовать.
- Представительство в Интернете. Продавцы стремятся скрыть информацию из свободного доступа, чтобы увеличить продажи франшиз. Это негативным образом сказывается на доверии потенциальных покупателей.
Развитие рынка франшиз в России напрямую связано с изменениями в законодательстве. Формирование нормативных актов, регламентирующих отношения между субъектами, поможет снизить риски входа на рынок для новичков, повысить эффективность взаимоотношений между продавцом и покупателем франшиз. Для франчайзера важно, чтобы покупатели не испортили репутацию бренда, поэтому его интересы так же должны быть защищены. Продавцы франшиз часто сталкиваются с тем, что пользователи их бренда со временем выходят из договора, и открывают собственный бизнес с наработками франчайзера, но под собственным именем.