Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике

Конкуренция и ее виды

Определение 1

Конкуренция – это вид соперничества между субъектами хозяйствования за лучшие условия существования и доступ к ресурсам.

Конкурентная борьба проявляется во всех сферах жизни, в экономике рассматривается конкуренция в деловых отношениях. Она возникает в рыночной модели хозяйствования в ответ на проявление независимой деятельности и преследования индивидуальных интересов. Субъекты стремятся достичь поставленных целей, сталкиваясь с интересами других экономических агентов. В этих местах и возникает соперничество. Конкуренция обычно рассматривается в четырех аспектах. Правила существования и функционирования на рынке едины для всех участников. Конкуренция является методом состязательности. Она позволяет регулировать систему отношений, а также определять отраслевой рынок.

Выделяют два вида конкуренции:

  • Совершенная. Это модель соперничества, в которой все игроки находятся в равных условиях и не могут оказывать существенного влияния на рынок. Информация о состоянии рынка прозрачная и доступная каждому. Участникам легко преодолеть барьеры выхода и выхода.
  • Несовершенная. Существует в практической жизни, выражается в искажении рыночной информации и других диспропорциях.

Совершенная конкуренция – это идеальная модель, которая существует в теории. Она используется для того, чтобы понимать цель, к которой необходимо стремится в экономической политике. Несовершенная конкуренция представлена монополиями, монопсониями, олигополиями, олигопсониями и монополистической конкуренцией. Все эти модели отображают рыночные диспропорции. В монополиях рыночной властью обладает один производитель, а в монопсониях – один покупатель. Олигополия характерна для высокотехнологичных отраслей, где требуются существенные капиталовложения. Олигопсония – это рынок нескольких покупателей. Монополистическая конкуренция характерна для потребительского рынка, где действует множество продавцов и покупателей.

«Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности монополистической конкуренции

Замечание 1

Монополистическая конкуренция является видом несовершенной конкуренции. Продавцы дифференцированного продукта обладают рыночной властью, поэтому соперничают за рынки сбыта. Этот тип рыночных отношений наиболее близок к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция с трудом поддается анализу и изучению. Ее сложно выразить теоретической моделью, как это можно сделать с монополией и олигополией. Монополистическую конкуренцию определяют:

  1. Характеристики продукции.
  2. Стратегия развития производителей.
  3. Дифференцированная продукция.
  4. Некоторая монопольная власть производителя в выбранном сегменте.

Каждый участник монополистической конкуренции действует в собственных интересах и имеет право повышать или понижать цену, исходя из собственных целей. Рыночная власть каждого производителя ограничивается достаточно большим количеством субъектов, создающих схожую по характеристикам продукцию. Конкурентным преимуществом может выступать свойство товара, бренд, дополнительное обслуживание и так далее.

На рынке монополистической конкуренции действует большое число независимых фирм и покупателей. В отрасль относительно легко войти, но могут возникнуть проблемы с оформлением регистрации, лицензий, патентов. Чтобы долго существовать на рынке, предприятию необходимо постоянно дорабатывать продукт, предлагая новые свойства. Рыночная информация доступна всем участникам рынка. На нем действует преимущественно неценовая конкуренция, что крайне незначительно влияет на общий уровень цен.

Замечание 2

В монополистической конкуренции динамика спроса отличается от других моделей. Если цена на товар поднимется у одной фирмы, то покупатели просто уйдут к другому производителю, поэтому спрос эластичен. В долгосрочном периоде в отрасль будут приходить новые фирмы, при условии, что товар пользуется спросом. Предложение будет расширяться до тех пор, пока последняя фирма не получит экономической прибыли.

Монополистическая конкуренция в российской экономике

Процесс формирования рыночной экономики в России сопровождался рядом сложностей. Во многом она повторяет западные образцы развития, но показывает существенное отставание по объективным причинам. Постепенно изменяется отношение к совершенной конкуренции, как к идеальной системе хозяйствования. Больший упор делается на исследование особенностей монополистической конкуренции.

Этот тип соперничества делает возможным сосуществование большого числа производителей, которые могут свободно выходить на рынок с однородной продукцией. Россия находится на этапе интеграции в мировое хозяйство, но для этого необходимо развитие и укрепление внутреннего реального сектора. Задача тесно связана с проблемой структурной перестройки национального хозяйства, важностью развития инновационного сектора. Экономика страны подверглась либерализации, что позволило компаниям не только выйти на мировой уровень, но и привлечь иностранные инвестиции.

Для России характерна вертикальная интеграция, которая выражается в оценке не только самого производителя, но и его субподрядчиков. Особое внимание уделяется развитию сервиса, как важной составляющей работы на рынке. Интеграция стимулировала развитие финансовых систем, безналичных платежей, кредитов и так далее. Сегодня предприниматели обладают всеми необходимыми инструментами для укрепления бизнеса.

Переход к рынку потребовал от предпринимателей изучать и внедрять новый подход к организации производства и сбыта. Неценовая конкуренция выражается в поиске уникальных характеристик товаров и услуг, оптимизации сервиса, оказании дополнительного сервиса или послепродажного обслуживания.

Таким образом, монополистическая конкуренция в России проявляется в малом предпринимательстве, участники которого в основном занимаются коммерческой деятельностью. Они конкурируют между собой, дифференцируя продукцию или услуги. Это делается для того, чтобы привлечь внимание покупателя, который и определяет объем ожидаемой выручки.

Дата последнего обновления статьи: 20.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot