Рыночные отношения
Рыночные отношения – это экономические связи между субъектами хозяйствования, которые складываются в рамках рыночной модели экономики.
Они основаны на определенных принципах и подчиняются общеэкономическим законам. Рыночные отношения складываются на товарных рынках, на финансовом рынке и на рынке труда. Взаимодействие происходит между всеми субъектами экономических отношений, среди которых:
- Государство.
- Домашние хозяйства.
- Фирмы.
- Кредитные учреждения.
Каждый рынок состоит из субъектов, объектов и подструктур. Например, товарный рынок состоит из потребительского, рынка средств производства, интеллектуального продукта, рынка информации. Финансовый рынок включает в себя рынки инвестиций, кредитов, ценных бумаг, валютно-денежных отношений. Рынок труда рассматривается как отдельная категория с уникальным товаром – трудовым ресурсом.
Свободные рыночные отношения характеризуются нерегулируемым предложением, спросом и ценой. Здесь действуют законы спроса и предложения, определяющие работу рыночного механизма. Субъекты отношений наделены самостоятельностью, поэтому в определенные моменты между ними разворачивается соперничество за факторы производства и рынки сбыта. Конкуренция ведет к развитию отношений, способствует санации рынка, когда слабые и неспособные к соперничеству компании выбывают. Рынок предполагает, что на нем действует неограниченное число участников. Каждый из них имеет свободный доступ для каждого производителя товаров и услуг. При этом экономические агенты не могут влиять на решения других участников, что и отличает рыночную систему от любой другой. Государство сохраняет за собой возможность косвенного регулирования экономической активности.
Определение границ действия рыночных отношений
Одним из параметров рынка является установление границ действия рыночных отношений. Фактором анализа остаются издержки, действующие в сфере обмена. Маркс называл потери, связанные с продажей и покупкой товаров в условиях рынка чистыми издержками. Коуз выделил отдельную категорию расходов – «трансакционные издержки». Сюда относят издержки на поиск информации, по определению условий и оформлению сделок, по разработке системы стандартов, правового режима, потери за счет оппортунистического поведения. Трансакционные издержки касаются сферы обращения, что позволяет рассматривать их в рамках производства и законов распределения. В практике трансакционные издержки не бывают равны нулю. Поэтому ученые говорят о том, что распределение влияет на процесс воспроизводство и происходит через рыночный механизм.
Адам Смит рассматривал обмен, как взаимовыгодную добровольную сделку. В ее основе лежит рациональное поведение участников рынка. Снижение издержек происходит за счет специализации и расширения территориальных границ. Когда выгода от разделения труда совпадает с трансакционными издержками, можно говорить о рыночных границах.
Коуз опирался на право собственности. Он говорил о том, что четкое определение границ собственности даст возможность сторонами решать свои проблемы без вмешательства государства. Расширение границ рыночных отношений в этом случае сталкивается с двумя препятствиями. Первое препятствие – это издержки, связанные с расширением сферы действия режима частной собственности. Второе препятствие – издержки по координации. Если стороны отношений обратятся к органам государственной власти, то затраты сильно возрастут. Чтобы избежать этих расходов, участники отношений стремятся решить разногласия путем негласных переговоров.
Влияние границ рынка на экономическое устройство страны
Каждая страна формируется под влиянием различных, зачастую специфичных факторов, в результате чего в каждом государстве создается своя уникальная экономическая система:
- Американская модель с минимальным вмешательством государства. Здесь большая часть отношений регулируется именно рыночным механизмом. Так в экономике США 4/5 совокупного дохода обеспечивается рынком.
- Немецкая модель социального рыночного хозяйства. Она отличается развитой социальной инфраструктурой, которая позволяет снижать негативное влияние рынка на качество и уровень жизни людей.
- Шведская модель характеризуется сильной социальной политикой. Государство делает все, чтобы эффективно перераспределять доходы.
Для американской модели характерны высокая производительность, ориентация на граждан, поддержка предпринимательства, создание приемлемого уровня жизни малообеспеченным жителям.
Немецкая модель подходит для смешанных экономических систем. Здесь присутствует государственный сектор, но он не конкурирует с рыночным. В некоторых случаях государство вмешивается не только в макроэкономические процессы, но и в отношения субъектов экономики. Власть поддерживает справедливую конкуренцию, занятость. Регулирование экономики осуществляется через кредитно-денежную политику.
Шведская модель отличается высокой ориентированностью на социальное равенство и защиту прав интересов граждан. Сокращение имущественного неравенства достигается за счет перераспределения средств бюджета. Население облагается достаточно высокими налогами. Производство осуществляется предпринимателями, а вот распределением средств занимается государство.
Помимо вышеперечисленных, существует еще и японская модель, в которой ведущая роль отдана корпоративному капитализму. В нем благоприятные возможности капитализма используются вместе с государственным регулированием в сфере реформирования и организации экономического развития, роста и поддержания рыночных отношений между субъектами хозяйствования.
Таким образом, границы рыночных отношений определяются производительностью и особенностями становления государственной системы хозяйствования. Государство может почти не вмешиваться в экономику, либо подчинить себе большую часть доходов населения и реального сектора, предоставляя взамен качественные социальные услуги.