Нематериальные активы – это имущество организации, которое эксплуатируется ею в течение долгого периода времени (как правило, более одного года) и отличается отсутствием материально-вещественной структуры.
Общее представление о нематериальных активах
В настоящее время с совершением новых научных открытий и изобретением новых технических средств в хозяйственной деятельности организаций все большую роль начинают играть нематериальные активы. Повышению их значения также способствуют интеграция национальных рынков в общемировое хозяйство, тенденция к укрупнению и поглощению компаний, распространение информационных технологий, совершенствование образовательного процесса и пр.
Объект, который претендует на приобретение статуса нематериального актива, должен удовлетворять следующим требованиям:
- объект не имеет материально-вещественной формы;
- объект не является денежным (монетарным) средством;
- объект может быть идентифицирован, т.е. отличим от других объектов;
- объект способен приносить своему владельцу экономическую выгоду (доход);
- объект может быть использован в хозяйственных целях (т.е. в процессе производства товаров, оказания услуг, выполнения работ);
- период использования объекта, как правило, превышает один календарный год;
- предназначение приобретения (создания) этого объекта не состоит в его последующей реализации на рынке;
- существуют документы, которые правильно оформлены, подтверждают существование этого актива и исключительное право хозяйствующего субъекта на него.
Исходя из этих условий, нематериальными активами признают объекты интеллектуальной собственности, в частности, результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на подобные объекты (например, авторские права, патенты, наименования, торговые знаки, базы данных и др.). Кроме того, в современной экономике немаловажную роль играет деловая репутация организаций (так называемый, гудвил), который также рассматривается в качестве нематериального актива.
Необходимость оценки нематериальных активов
Для нематериальных активов (впрочем, как и для всех других внеоборотных активов организации) особенно актуален вопрос правильного выбора подходящего метода оценки. Специфика нематериальных активов в данном случае заключается в том, что они, как правило, являются низколиквидными активами, но, в то же время, высокодоходными активами.
Кроме того, в их отношении до сих пор не выработана система объективного оценивания, а у большого числа хозяйствующих субъектов отсутствует понимание необходимости капитализировать нематериальные активы на их баланс. Так, предприятия, которые специализируются на выпуске наукоемкой продукции, зачастую располагают такими нематериальными активами, которые в определенных случаях могут превосходить по стоимости совокупность всех остальных активов предприятия, а также оказывать серьезное влияние на формирование устойчивой деловой репутации компании и приносить дополнительные конкурентные преимущества.
Методы оценки нематериальных активов
Нематериальные активы в основном оцениваются посредством одного из следующих методов оценки:
- доходный метод;
- расходный (затратный) метод;
- сравнительный (рыночный) метод.
Хозяйствующий субъект совершает выбор в пользу того или иного метода оценки нематериальных активов, руководствуясь теми задачами, которые необходимо решить в процессе оценивания, а также доступностью исходной информации для проведения подобной работы.
В большинстве случаев используется сравнительный (рыночный) метод. Это связано с тем, что благодаря данному методу можно получить представление о том, как рынок оценивает этот актив. Если допустить, что оценка со стороны рынка верна, то именно сравнительный метод позволит получить наиболее точные результаты.
В качестве основы использования сравнительного метода выступает информация о фактах приобретения или реализации нематериального актива на рынке. Использование этого метода оправдывается тем тезисом, что рынок оценивает данный актив справедливо. Чтобы определить конкретную стоимость нематериального актива, используют мультипликаторы стоимости или данные о сопоставимых сделках.
При выборе между доходным и расходным методами предпочтение чаще всего отдают первому. Это связано с тем, что выгоды, которые получает хозяйственный субъект в результате использования нематериального актива, как правило, больше, той стоимости, которую он тратит на создание этого актива. В рамках сравнительного метода также выделяют метод экономии платежей по роялти, метод избыточной доходности и метод сравнения аналогов.
Доходный метод оценки нематериального актива заключается в приравнивании его стоимости к чистой дисконтированной стоимости денежных потоков, которые данный актив генерирует в процессе своего эксплуатирования. Также стоимость нематериального актива может быть равна дисконтированной стоимости затрат, которых хозяйственному субъекту удалось избежать благодаря этому активу. То есть актив оценивается по его способности приносить доход. В рамках доходного метода также выделяют метод преимущества в прибылях.
Расходный метод базируется на том, что стоимость нематериального актива равна стоимости его замещения или стоимости его воспроизводства. Основная идея использования расходного метода состоит в том, что инвестор никогда не заплатит за актив больше суммы, за которую его можно создать или приобрести в другом месте. В рамках расходного метода также выделяют метод определения начальных затрат и метод оценки выигрыша себестоимости.
Если при использовании различных методов оценки нематериальных активов будут получены одинаковые результаты, то это говорит о правильности проведения в отношении активов оценочных процедур.