Общие понятия о бизнесе
Сегодня в нашем лексиконе прочно укоренилось слова «бизнес», «предпринимательство», «бизнесмен», «предприниматель». В различных словарях мы можем найти близкие по значению определения этих терминов. Изначально слово «бизнес» означало «какое-то дело, приносящее прибыль». Со временем определения этого термина стали более конкретными и наполнились новым содержанием.
Бизнесом называют предпринимательскую, коммерческую или иную деятельность, которая не противоречит законодательству и направлена на получение прибыли в результате использования имущества или предоставления потребителям необходимого ассортимента товаров и услуг, выполнения каких-либо работ.
Бизнесмен – это человек, занимающийся предпринимательской деятельностью и получающий за это определенный доход.
Условно в бизнесе выделяют следующие сферы (виды бизнеса): производство товаров и услуг (производственная сфера), реализация произведенной продукции (коммерческая сфера или коммерция), операции с валютой и ценными бумагами (финансовая сфера). Банковское дело, страхование консультационные услуги иногда выделяют в качестве отдельного вида деятельности – посреднических операций, а иногда – как составные части коммерческой и финансовой сфер.
По масштабам деятельности (объемам выпускаемой продукции, производственным мощностям) бизнес разделяют на крупный, средний и малый. Движущей силой и стимулом развития бизнеса является стремление предпринимателя получить как можно большую прибыль. А главными задачами развития бизнеса являются стремление удовлетворить потребности населения в товарах и услугах, получение как можно большего доступа к рынку, получение относительных преимуществ перед конкурентами.
Сущность оценки бизнеса и ее виды
Любое предприятие представляет собой набор определенного имущества, совокупность привлекаемых ресурсов, систему взаимосвязей с партнерами по производству и рынку. Для ведения своего дела и обеспечения успешной деятельности предприятия бизнесмен несет определенные затраты (издержки). Все эти затраты находят свое отражение в рыночной цене выпускаемой продукции. В результате можно придти к выводу, что бизнес представляет собой определенную ценность.
Раз объект имеет какую-то ценность, то согласно законам рынка он может стать предметом купли-продажи. В связи с этим возникает необходимость определения его точной стоимости. Этот процесс получил название оценки.
Оценка бизнеса – это сложная и трудоемкая система мероприятий по расчету и установления обоснованной стоимости предприятия (фирмы) в денежном выражении на какую-то определенную дату.
Этот комплекс мероприятий производится профессиональными оценщиками. Ими выступают люди, обладающие специальными знаниями и необходимыми навыками. Как правило, они являются сотрудниками специализированных оценочных фирм или банков, страховых компаний, юридических и аудиторских контор. Для получения наиболее объективной информации при оценке бизнеса обязательно учитываются следующие обстоятельства:
- размер дохода, который приносит данный вид предпринимательства или данное предприятие;
- наличие, величина и характер рисков, которые сопровождают получение этого дохода;
- среднерыночные показатели доходности, которые характерны для аналогичных объектов экономики;
- характерные особенности оцениваемого объекта, его структура и состояние активов;
- ситуация, сложившаяся на данный момент, в отрасли, на рынке и в экономике в целом;
- движимое и недвижимое имущество предприятия и бизнесмена;
- право собственности или иные права (в том числе - права приобретения, долговые обязательства предприятия).
Сравнительная оценка бизнеса
Сравнительной оценкой бизнеса называется определение стоимости предприятия на основе принципа замещения путем сопоставления объекта оценки с аналогичным предприятием, обладающим эквивалентной для потребителя полезностью.
К преимуществам сравнительной оценки относят реальное отражение фактического спроса и предложения. Причиной этого является то обстоятельство, что данный показатель максимально учитывает рыночную ситуацию. Осуществление сравнительной оценки происходит путем применения следующих методов:
- метод продаж (метод сделок);
- метод отраслевых коэффициентов;
- метод рынка капитала.
Метод продаж основан на анализе собранной информации о реальных операциях по купле-продаже аналогичных предприятий и организаций. Применение данной методики дает положительный эффект при наличии достоверной информации о реальных ценах сделок и объемах продаж. Особенно это касается операций на фондовом рынке.
Метод отраслевых коэффициентов еще называют методом соотношений. Он базируется на использовании рекомендуемых соотношениях между ценой и производственными показателями. Но для его применения необходима достоверная статистика.
Метод рынка капитала основывается на анализе рыночных цен на акции аналогичных предприятий. Инвестор может направлять свои вложения либо в оцениваемое предприятие, либо в предприятие цена акций которого уже известна. Именно два последних метода получили наиболее широкое распространение в сравнительной оценке бизнеса.
Финансовая оценка бизнеса
Финансовой оценкой бизнеса называется определение стоимости предприятия или фирмы на основе оценки роста благосостояния предпринимателей (собственников собственного и заемного капитала).
Данная оценка основана на концепции управления стоимостью. Особое внимание уделяется изучению финансовой отчетности и бухгалтерской документации. Это позволяет получить картину финансового состояния бизнеса.
Действующим законодательством Российской Федерации закреплено, что основными подходами в оценивании следует избрать сравнительный, доходный и затратный. Они взаимно дополняют друг друга. Каждый из них дает свой аспект финансовой характеристики оцениваемого объекта, имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому только их комплексное применение дает наиболее точную величину стоимости бизнеса.