Основные понятия бизнеса
На сегодняшний день понятие «бизнеса» достаточно распространенное и понятное каждому гражданину нашей страны. Бизнес пришел со времен перестройки и смены власти, что произошло в начале 1990 – х годов. Экономическая система и политика в целом претерпела ряд серьезных изменений, отношения стали носить рыночный характер, где каждый желающий мог стать предпринимателем или бизнесменом.
Чтобы организовать успешный бизнес на рынке, необходимо обладать рядом ресурсов, как финансового характера, так и социального и личного. К основным бизнес ресурсам относят:
- финансовые ресурсы (деньги, ценные бумаги, имущество и т.д.);
- интеллектуальные ресурсы (знания в определенной области, навыки, опыт, связи и т.д.);
- трудовые ресурсы (люди, которые будут напрямую задействованы в бизнесе) и т.п.
Бизнес имеет большое значение для развития экономики нашей страны, так как именно предприниматели, малого или крупного бизнеса, представляют собой все торговые процессы внутри рынка, обеспечивая его качественное функционирование. Все денежные потоки страны привязаны к бизнес - процессам: купля – продажа, переводы, инвестиции и т.д. Вся денежная масса вращается внутри рынка и реализует рыночные и экономические отношения между участниками рынка.
Заниматься бизнесом можно по средствам начальных капитальных вложений и организации предприятия с нуля, а можно купить готовый бизнес, причем совершенно разного рода деятельности.
Необходимость оценки бизнеса
Работая на рынке любой бизнес, имеет свою стоимость, которая зависит от многих факторов:
- Стоимость всех основных средств компании (чаще всего определяется по остаточной стоимости);
- Размер уставного капитала (один из важнейших показателей фирмы);
- Состояние и размер материально – технической базы компании;
- Среднегодовой доход компании (вычисляется на основании бухгалтерской и налоговой отчетности фирмы);
- Количество сотрудников в компании (вычисляется на основании штатного расписания);
- Репутация и имидж компании среди потребителей и поставщиков товаров и услуг и т.д.
Все эти факторы подлежат оценке, по средствам чего будет оценен и весь бизнес в целом и определена его текущая стоимость на рынке.
Оценка бизнеса – это деятельность, направленная на определение и выявление стоимости ресурсов компании, с целью определения итоговой стоимости всего бизнеса.
Надо заметить, что для потенциального покупателя важно не только определить текущую стоимость бизнеса, но и определить перспективы этого бизнеса, так как на данный момент времени у компании все хорошо, а в связи с некоторыми факторами внешней среды или внутренней, они могут значительно поменяться.
Стоимость бизнеса – это окончательный итоговый финансовый показатель, который отражает реальную рыночную стоимость предприятия.
Оценка бизнеса может происходить не только в момент продажи бизнеса или передачи его другому владельцу, она должна происходить на предприятии периодически, для того чтобы отслеживать тенденции положительного или отрицательного характера, так как если стоимость компании на рынке падает, то в данном случае надо принимать меры и поднимать стоимость.
Оценка ресторанного бизнеса
В последние годы одним из самых популярных видов бизнеса стал ресторанный бизнес.
Ресторанный бизнес – это деятельность, направленная на предоставление платных услуг питания населению.
На сегодняшний день, ресторанный бизнес «живет» на рынке относительно недолго, в среднем 3-5 лет, а потом он требует обновления или пересмотра основных концепций развития.
По мнению экспертов, для того чтобы оценить текущую стоимость ресторана, который уже работает на рынке, необходимо рассчитать всего два основных показателя:
- Средний ежемесячный доход предприятия, также необходимо оценить и среднегодовой доход, используя отчетность ресторана;
- Средний срок окупаемости ресторана, который можно посмотреть в бизнес – плане.
- Оценка по двум этим основным показателям, конечно, даст общее представление о состоянии бизнеса, для более качественного исследования финансового положения лучше использовать целый ряд показателей:
- Оценить тенденции в динамике, изменения основных показателей финансовой деятельности: выручка, себестоимость, прибыль;
- Провести анализ основных средств ресторана;
- Рассчитать коэффициенты ликвидности;
- Оценить показатели платежеспособности (лучше также в динамике за несколько лет);
- Проанализировать трудовые ресурсы и производительность труда ресторана и т.д.
Существует несколько методик, для оценки ресторанного бизнеса, которые в целом не отличаются от оценки других видов бизнеса.
Метод сравнительной оценки. Данный метод позволяет определить стоимость ресторана в текущих условиях функционирования его на рынке по средствам определения уровня продаж. Данный метод считается наиболее оптимальным, так как показывает реальную картину работы компании, но он доступен лишь в том случае, если достаточно много информации статистического характера имеется. Либо необходимо проводить исследования и собирать данные самостоятельно.
Метод оценки затрат ресторана. Данный метод менее эффективный, так как он работает только в разрезе определения затрат, их анализа и выявления тенденций, но при этом слабо учитываются реалии рынка, тенденции спроса и продаж.
Метод оценки дохода ресторана. Также считается, на ряду с методом оценки затрат, менее эффективным, ввиду анализа только статей дохода ресторана и его тенденций роста или спада.
Таким образом, существует несколько методов и показателей для оценки ресторанного бизнеса, но надо учитывать, что лучше всего, чтобы не ошибиться с правильностью принятия решения о покупке нового бизнеса, использовать все методы оценки и рассчитать все финансово – экономические показатели, которые способны дать реальную картину бизнеса. Приобретение ресторанного бизнеса важный шаг для предпринимателя, поэтому необходимо сделать не только оценку компании, но и иметь план дальнейшего развития ресторанного бизнеса.