Особенности производственного предпринимательства
Рыночная структура экономики основывается на развитом реальном секторе, представленным предприятиями различных форм образования. Данный сегмент хозяйственной системы связывает между собой государство и население страны. Получая прибыль, предпринимательство выплачивает налоги в национальный бюджет, обеспечивая решение множества социальных и экономических проблем внутри страны. Кроме того, доходы от бизнеса во многом определяют стабильность и тенденции к развитию экономической системы в целом. Производство благ, создаваемых на предприятиях, обеспечивает потребительский спрос общества в их наличии.
Таким образом, производственный бизнес занимается непосредственным созданием продукции или услуг, при условии их последующей продажи конечному покупателю. Данный сегмент экономики представлен производственными предприятиями, организациями и учреждениями.
Данная форма бизнеса достаточно ресурсно и финансово затратна. Направленность деятельности определяется денежными средствами предпринимателя и его личными предпочтениями в сфере производства.
Определение успешности будущей деятельности по созданию какого – либо продукта или услуги, оценивается путем проведения маркетингового исследования. С помощью него можно понять стоит ли производить данное экономическое благо, будет ли оно приносить желаемый доход от вложений.
Обязательным условием для создания продукта является возможность его дальнейшей реализации. Как правило, продажа ведется через посредническую сеть, либо самостоятельно самим предприятием. При грамотном составлении производственного плана для предприятия, руководителю еще до начала создания благ, необходимо найти посредников, которые будут доставлять его продукт потребителю. Это позволит не только наладить канал сбыта, но и даст информацию об изменениях на рынке. Последнее позволит скорректировать производственный процесс с учетом потребностей рынка.
Создание широкой и эффективной сети сбыта позволит предпринимателю рассчитать скорость оборота вложенных им денежных средств.
Оценка производственного бизнеса
Рынок требует от предпринимателя знания не только потребностей общества, но и потенциал собственного предприятия. Для получения данных о ценности объекта предпринимательства проводят оценку бизнеса.
Оценка бизнеса – это определение стоимости компании в будущих периодах на основе сбора информации о внутренних процессах и внешних факторах рынка.
Оценочная деятельность направлена на определение степени будущих выгод от вложенных в настоящее время средств самим предпринимателем, либо потенциальным покупателем данного объекта.
Постоянно изменяющаяся среда рынка требует от руководителя принятия взвешенных и обоснованных бизнес-решений. Оценка бизнеса создает пространство вариантов, способных снизить риски при реализации определенных предпринимательских действий.
Стоимость компании важна не только собственнику, который получает выгоды от нее по остаточному принципу. Все участники взаимоотношений относительно производственного процесса должны получать свою добавочную стоимость от этого предприятия. Только при таких условиях, можно говорить об успешной деятельности хозяйствующего субъекта на рынке.
Оценка бизнеса позволяет руководителю решать следующие задачи:
- принимать научно обоснованные бизнес-решения;
- разрабатывать и внедрять тактические и стратегические планы развития;
- определять стоимость выпускаемых акций и объем эмиссии;
- аккумулировать данные для страховых компаний и банков, в случае использования их услуг;
- формировать пакет документов для продажи, ликвидации, процедуры банкротства;
- производить взаиморасчеты капитальными средствами и вложениями.
Для производственных предприятий оценка бизнеса является одним из механизмов контроля, регулирования и развития их потенциала. Обычно, комплекс собственности предприятия включает в себя:
- недвижимые объекты и землю;
- основные фонды;
- материальные активы;
- сырье, топливо, полуфабрикаты;
- денежные средства (вклады учредителей, государственные субсидии, заемные средства и другие);
- интеллектуальная собственность (научные разработки, ноу-хау, авторские права, товарные знаки и т.д.).
Для оценки производственного бизнеса обычно определяется стоимость всех вложений и отдача от них. Наиболее подходящими методами являются метод сравнения и затратный метод.
Методы оценки производственного бизнеса
Метод сравнения основывается на выборе и анализе аналогичного производственного предприятия, действующего на том же сегменте рынка, что и объект исследования. Однако, данный метод является достаточно трудозатратным и не точным. Связанно это прежде всего с недостоверностью и ассиметричностью информации, формируемой под воздействием конкурентной среды.
Наиболее точным методом оценки производственного бизнеса является затратный метод.
Использование этого метода основывается на предположении, что собственник получит такой доход от реализации своего объекта, который покроет все затраты на создание и развитие этого бизнеса.
Затраты для оценки классифицируются по следующим параметрам:
- стоимость работы по планированию, внедрению и запуску производственного предприятия;
- стоимость проекта по созданию основных фондов объекта;
- стоимость интеллектуальной собственности;
- стоимость недвижимого имущества (земли, здания, сооружений);
- аренда;
- стоимость активов.
Как правило, балансовая стоимость всех активов предприятия не соответствует рыночной стоимости. Связанно это с инфляцией, конъюнктурой рынка, несовершенством методик учета.
Для того, чтобы максимально приблизить данные по затратам к рыночным ценам отдельно определяют затраты по созданию производственного объекта и стоимость аналогичных ресурсов на рынке в момент проведения оценки.
Поэтому для выполнения корректировки данных баланса анализируют и рассчитывают стоимости каждой группы имущества в отдельности. Далее определяют размер обязательств компании перед другими организациями. Затем из рыночной стоимости активов вычитают стоимость обязательств и получают реальную стоимость собственного капитала.