Понятие оценки бизнеса
Экономические системы многих стран используют рыночный механизм взаимодействия между хозяйствующими субъектами. Рыночная модель экономики основывается на принципах свободы предпринимательства, ценообразования, конкуренции, а так же на независимости потребительского выбора. Все эти предпосылки определяют среду, где действуют объекты предпринимательства.
Рынок требует от руководителя или владельца бизнеса принятия обоснованных решений, способных минимизировать негативные тенденции в ходе их реализации. Многофакторность внутренней и внешней среды предприятия во многом определяет тенденции его развития.
Грамотная оценка деятельности компании позволяет решить множество вопросов, которые могут возникать в определенные моменты хозяйствования объекта.
Оценка бизнеса – это мероприятия, направленные на определение стоимости объекта предпринимательства на текущий момент или в будущих периодах.
Суть оценки заключается в определении выгод, которые может дать данное предприятие в будущем владельцу или инвестору. Оценочная деятельность в современных условиях рыночных отношений должна проводиться регулярно. В таком случае, руководитель будет видеть общие тенденции развития бизнеса, а так же ему будет легче управлять слабыми звеньями производственной, сбытовой и продажной деятельности.
В общем виде оценка стоимости предприятия может производиться для следующих целей:
- управления компанией на основании научных расчетов;
- разработка тактических и стратегических планов развития;
- оплата услуг сторонних организаций капиталом;
- подготовка документов к продаже или ликвидации предприятия, а так же продажи в случе его банкротства;
- определение цен и объема выпускаемых фондовых инструментов;
- расчет данных для контрагентов, предоставляющих услуги страхования или кредитования.
Методы оценочной деятельности
Для того, чтобы результаты оценки бизнеса вызывали большее доверие у руководителя и сторонних организаций, а так же для избежания завышения данных и предвзятости, для данной процедуры нанимают сторонних экспертов. Оценщик занимается сбором всей возможной внутренней и внешней информации о деятельности предприятия и о факторах внутренней и внешней среды.
После сбора данных производится выбор метода, по которому будет проводиться оценка. Среди многообразия подходов выделяют три фундаментальных:
- Доходный метод основывается на принципе, что стоимость объекта предпринимательства определяется из его доходов в будущем.
- Рыночный или сравнительный метод сравнивает объект с ценностью аналогичных объектов, действующих на том же сегменте рынка.
- Затратный подход формирует цену компании путем расчета чистой стоимости активов за вычетом обязательств перед другими организациями.
Ни один из методов не является универсальным. Кроме того, они не исключают друг друга, что позволяет использовать несколько или все методы сразу. Такой подход называется комплексным. В конечном итоге выбор метода или комплекса методов должен быть обоснованным и рациональным. Для этого необходимо четко определить цель исследования. Далее важно определить ценность, которая зависит от поставленных целей. Кроме того, необходимо ограничить исследование долей имущества, подлежащей оценке. Количество предоставленной и доступной информации так же сыграет роль в выборе метода оценки.
Одним из часто применяемых методов, определяющих ценность компании в будущих периодах является подход, основанный на доходности. В свою очередь внутри данной модели расчета используют несколько методов:
- Дисконтирование, включающее в себя расчет денежного потока и объема дивидендов.
- Капитализация с расчетом будущих доходов, размера дивидендов и величины денежного потока.
- Новые подходы, включающие в себя метод расчета добавленной стоимости и метод реальных опционов.
Капитализация в оценке бизнеса
Метод капитализации базируется на факте о том, что стоимость собственности объекта предпринимательства равна текущей стоимости доходов в будущем, которые эта собственность принесет.
Подход, основанный на расчет капитализации, используется при условии достаточности информации для оценки доходов. Оценщик отталкивается от предположения, что текущая прибыль будет примерно равна будущим доходам с поступательными темпами их увеличения.
Надо отметить, что стоимость в настоящем времени во многом определяется коэффициентом капитализации, поэтому для точных расчетов необходимо научное обоснование его величины.
Капитализация, в общем виде, представляет собой переход потока денежных средств в стоимость компании.
Данный подход рассчитывается по формуле:
Оценка стоимости = Денежный поток / коэффициент капитализации
При этом стоимость с использованием показателей денежного потока может быть рассчитана по формуле:
Оценка стоимости = Денежный поток $\cdot$ Мультипликатор
где мультипликатор = 1 / коэффициент капитализации
То есть, весь расчет сводится к определению доходов в определенные промежутки времени в будущие периоды. При этом рыночная стоимость компании рассчитывается в зависимости от величины коэффициента капитализации.
Для того, чтобы применять данный подход оценщику необходимо четко определить какой промежуток времени будет рассматриваться в исследовании. А так же ему необходимо определить базу для расчета капитализации, вычислить коэффициент капитализации и просчитать рыночную стоимость объекта в конкретный период.
Под капитализируемой базой в зависимости от целей исследования понимают прибыль в чистом виде, доход до или после процедуры налогообложения. Сам расчет базы проводится на основе данных о доходах за последние пять лет, либо на основе прогнозируемого дохода на следующий год. Иногда оба подхода могут использовать вместе.
Важным моментом является расчет коэффициента капитализации. Метод рыночной выжимки базируется на сборе данных об аналогичных сделках на рынке с компаниями того же сегмента деятельности. Однако, чаще применятся метод расчета коэффициента на основе дисконта:
$R = d – q$ или $R = (d – q) / (1 + q)$,
где $R$ – коэффициент, $d$ – размер дисконта, $q$ – рост дохода, в зависимости от выбранной базы.
Далее рассчитывается стоимость бизнеса в зависимости от размера капитализации. И на последнем этапе данные по стоимости корректируются.
Наиболее точно данный подход дает понимание о стоимости компании, принадлежащей одному владельцу.