Оценка бизнеса и ее цели
Предпринимательская деятельность, основанная на производстве продукции и услуг, сводится к получению максимально возможной прибыли в постоянно изменяющихся рыночных условиях. Помимо создания экономических благ, предприятия могут оказывать услуги по сбыту, хранению и их реализации конечному потребителю.
Реальный сектор экономики, который формируется из предприятий разных отраслей, является основой стабильности национальной экономической системы. Бизнес связывает государство и население. При этом он обеспечивает крупные денежные поступления в бюджет, а так же обеспечивает потребности общества в определенных продуктах и услугах.
Сам объект хозяйственной деятельности может выступать предметом сделок. Даже для собственного владельца предприятие является прежде всего средством вложения инвестиций, с последующей отдачей.
Оценка бизнеса – это мероприятия по расчету стоимости компании на определенный момент времени.
Перед предпринимателем могут стоять разные задачи, требующие от него знания о реальной стоимости собственной компании. Среди них можно выделить:
- подготовка к продаже предприятия, в случае его банкротства;
- ценообразование на эмиссию ценных бумаг;
- сбор данных для расчета страховых взносов и выплат;
- кредитование хозяйственной деятельности;
- расчет неденежными средствами с другими компаниями;
- принятие управленческих решений на основе математических и статистических расчетов;
- определение стратегической и тактической деятельности объекта.
Современные рыночные условия требуют от предпринимателя обоснованных решений. Проведение оценки бизнеса позволяет выявлять и ликвидировать слабые места в деятельности предприятия. Кроме того, оценочная деятельность охватывает не только данные бухгалтерского учета, но определяет и влияние рыночных факторов на объект, тем самым расчитывая точные итоговые результаты.
Методы оценки бизнеса
Для оценки бизнеса обычно нанимают стороннего эксперта или компанию, для обспечения независимости мнения и отсутствия предвзятости в проводимой работе. Существует несколько фундаметальных подходов к расчету стоимости компании. Рассмотрим каждый из них:
- В случае, если компания обанкротилась, находится на стадии ликвидации, либо ее рентабельность является отрицательной используется затратный метод расчета. Он основывается на определение стоимости всех активов и обязательств предприятия, а стоимость рассчитывается как разница между ними. Оцениваются данные по основным и оборотным фондам, стоимость товарной продукции по данным бухгалтерского учета или по среднерыночной стоимости. В расчет включают долгосрочные инвестиции и вклады в векселя.
- Метод, основанный на расчете величины, приносимых объектом доходов и выгод, называется доходным. Он базируется на двух подходах, когда рассчитывается капитализация, либо стоимость денежных потоков с учетом их дисконтирования. В оценке рассматривается финансовое состояние предприятия на текущий момент, а так же стоимость его имущественного комплекса. Как правило, суть метода сводится к составлению прогноза о доходах на будущие периоды. Он позволяет определить текущее состояние предприятия и тенденции его развития.
- Сравнительный метод основнывается на сопоставлении стоимости компании с аналогичными предприятиями на рынке с учетом их имущества. На практике достаточно сложно получить точные данные, так как рыночная информация о конкурентах может быть недоступной или искаженой. Кроме того, конкуренция заставляет предпринимателей действовать нестандартно, что в свою очередь форимрует специфику каждого бизнеса. Сравнение в данном случае становится не эффективным.
Все указанные методы имеют свои слабые и сильные стороны. Часто оценка проводится с применение комплексного анализа хозяйственной деятельности объекта, включающей сразу несколько методов.
Формулы оценки бизнеса
После того, как оценщик завершает сбор информации об исследуемом объекте и определяется с выбором методов оценки, он переходит к математическим расчетам. Для определения стоимости предприятия в зависимости от выбранных методов применяются разные формулы расчета.
Факторный анализ предприятия может проводитmся по методу «Дюпон», внедренному в финансовый анализ одноименной компанией. Суть расчета сводится к определению эффективности деятельности предприятия на рынке, то есть к определению его рентабельности с учетом различных факторов. Показатель прибыльности позволяет определить тенденции развития компании и просчитать ее будущую доходность. Удобство данной модели заключается в ее простоте. Существует двухфакторная, трехфактора и пятифакторная модель расчета. Формула пятифакторной модели приведена ниже:
Рисунок 1. Формула пятифакторной модели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
где $TB$ – коэффициент налога, $IB$ – коэффициент процента, $ROS$ – рентабельность продаж, $Koa$ – коэффициента оборачиваемости, $LR$ – коэффициент капитализации.
Недостаток расчета заключается в том, что данные бухгалтерского учета не всегда являются точными.
Тенденции роста бизнеса могут определяться по формуле:
$DC = DC_1 / (1 + r)_1 + DC_2 / (1+r)_2 + ... + DC_n / (1+r)_n$, где
$DC$ – стоимость капитала по годам $i$.
$r = r (1 –T) L / (L + E) + dE / (L+E)$ , где
$r$ - ставка займа, $T$ – налог на прибыль, $L$ – кредиты банка, $E$ – капитал, $d$ – процент по дивидендам.
Тогда тенденции изменения стоимости капитала можно расчитать по формуле:
$DC = (Pik – r) E$
где $Pik$ – рентабельность капитала.
Одним из важных показателей расчета является гудвилл бизнеса. Эта величина важна для сферы торговли и услуг. Она показывает на какую величину стоимость всего бизнеса превышает стоимость материальных активов.
Гудвилл = Оценка предприятия для продажи – Оценка предприятия не для продажи
То есть он определяется ценой, которую готов заплатить покупатель сверх стоимости его активов по рыночным данным.
Если применяется метод капитализации, то расчет производится по формуле:
Стоимость = Прибыль / Коэффициент капитализации
Если используется мультипликатор или коэффициент стоимости, получаемый при сравнении с аналогичными компаниями, то стоимость будет расчитываться как:
Стоимость = Прибыль $\cdot$ Мультипликатор
Мультпликатор = 1 / Ставка капитализации
На практике часто применяют модель Гордона для расчета стоимости компании и ее инвестиционной привлекательности. Суть формулы сводится к прогнозированию дисконтирования денежных потоков в долгосрочном периоде роста:
$FV = CF(n + 1) / (DR - t)$, где
$FV$ – стоимость предприятия в будущем периоде, $CF(n + 1)$ – денежный поток на начало расчетного периода, $DR$ – коэффициент дисконтирования, $T$ – долгосрочные тенденции роста доходов
Однако такая формула может применяться только в условиях стабильности экономики страны.