Взгляд Карла Маркса на состав объектов и субъектов конкуренции
Краеугольным камнем рыночной экономики является конкуренция, под которой понимается противоборство экономических субъектов за эффективное использование ресурсов в максимальном объеме.
Среди исследователей экономических процессов не сложилось единого взгляда на состав субъектов и объектов конкурентной борьбы.
В частности, Карлом Марксом при изучении процесса конкуренции выделено несколько этапов, поскольку данный специалист усматривал в конкуренции процесс взаимодействия капиталов на разных стадиях общественного воспроизводства. Он характеризовал конкуренцию как внутреннюю природу капитала, которая проявляется и реализуется в форме взаимного воздействия различных капиталов друг на друга. Такое взаимное воздействие включает:
Процесс накопления капиталов. На этом этапе конкурентной борьбы состязательный процесс между обособленными капиталами протекает в отношении выгодных сфер их вложения, реализуя, таким образом, межотраслевую форму конкуренции, результатом которой является стремление капитала к переходу в более доходные виды производства из менее доходных. Как результат в качестве объектов конкуренции на этом ее этапе можно рассматривать различных виды, сферы и направления деятельности; субъектами же конкуренции являются:
- различные виды обособленного капитала, проявляющие интерес в сочетании с возможностью перехода в более высокодоходные сферы деятельности;
- собственники факторов производства в виде домашних хозяйств;
Собственно конкуренцию капиталов. Этот этап движения обособленных капиталов – производственный – характеризуется вступлением этих капиталов в борьбу с иными видами капиталов за более выгодные условия осуществления производства. На этом этапе в качестве субъектов конкуренции рассматриваются хозяйствующие экономические субъекты, которые заинтересованы в формировании однородных условий осуществления производственного процесса;
Процесс концентрации капиталов. Последняя стадия конкуренции характеризуется возникновением борьбы между хозяйствующими субъектами в отношении покупателей и их платежеспособного спроса.
Иные подходы к определению состава объектов и субъектов конкуренции
Характеризуя состав объектов и субъектов конкурентной борьбы, имеет смысл рассматривать понятие «конкуренция» в различных смыслах:
- в широком, когда конкуренция понимается как соперничество всей совокупности хозяйствующих экономических субъектов;
- в узком, когда конкуренция ограничивается состязанием между экономическими субъектами конкретного рынка.
Цель любого экономического субъекта в условиях рыночной экономики состоит в максимизации величины получаемой прибыли. Исходя из этого все экономические субъекты, независимо от рынка, на котором они функционируют, конкурируют между собой, что характеризует конкуренцию в широком смысле. Однако в более узком смысле конкурентами даже за прибыль являются только те субъекты, которые функционируют в рамках частично или полностью совпадающих фундаментальных ниш. При этом под фундаментальными нишами понимаются сегментарные участки рыночной экономики, в рамках которых осуществляется реализация товаров и услуг, производимых конкретным экономическим субъектом. Соответственно конкуренция рассматривается как борьба экономических субъектов определенных сегментов рынка за платежеспособный (ограниченный доходами) спрос потребителей.
Определение временных и пространственных границ позволяет рассматривать под субъектами конкуренции одновременно заинтересованных в получении определенного объекта хозяйствующих экономических субъектов, деятельность которых направлена на удовлетворение альтернативных или однородных потребностей.
Состав объектов конкурентной борьбы находится в зависимости от ее формы и этапов осуществления.
В качестве конечной цели конкурентной борьбы выступает потребительское внимание, которое является индикатором экономической эффективности производственной деятельности, ее значения и необходимости для общества.
Возможность реализации товаров и услуг обусловливает значимость затрат на их производство, величина которых выступает дополнительным фактором повышения эффективности производственного процесса в качестве обязательного требования для обладающего конкурентными преимуществами экономического субъекта.
Следствием такого подхода является понимание, что потребительский платежеспособный спрос не может рассматриваться в качестве единственного объекта конкурентной борьбы.
Значимым объектом конкуренции выступают производственные и сбытовые условия деятельности, под которыми специалистами понимается совокупность факторов, наличие которых необходимо для возникновения, функционирования и изменения определенного объекта, то есть производства как процесса изготовления вещи, обладающей определенной полезностью. Техническая характеристика производства подразумевает его понимание в качестве совокупность факторов производства, которые необходимы для осуществления его процесса. Эффективное сочетание факторов производства или повышение эффективности их использования в целом или по отдельности обеспечивает преимущество экономического субъекта в конкурентной борьбе.
Результатом конкуренции экономических субъектов за лучшие производственные условия является конкуренция в отношении факторов производства, выступающих в качестве еще одного объекта конкуренции и представляющих собой сочетание ресурсов и благ.
Перечисленные объекты конкурентной борьбы относятся к хозяйствующим субъектам, домашние хозяйства как субъекты рынка конкурируют за такие объекты как услуги и товары.
Подводя итоги, следует отметить, что в качестве объектов конкуренции следует рассматривать ограниченные ресурсы и блага, потребность в получении которых имеется у нескольких субъектов.