Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) – это региональное межправительственное экономическое и политическое объединение, включающее все арабские государства Персидского залива за исключением Ирака.
Особенности социально-экономической модели стран ССАГПЗ
При наличии у арабских стран общего корня, схожих нравов и традиций их населения, природно-климатических и географических условий, для государств ССАГПЗ характерна существенная социально-экономическая дифференциация, которая обусловлена фактором обеспеченности теми или иными природными ресурсами.
Ключевой момент, оказывающий прямое влияние на такую дифференциацию экономического положения среди арабских стран, связан с наличием в некоторых из них значительных запасов углеводородов. Нефтедобывающие монархии Персидского залива обладают колоссальными разведанными запасами углеводородов, в совокупности составляющими более 40% запасов нефти и 25% газа в мире.
Для экономики стран Персидского залива характерна монотоварная сырьевая специализация. Никто из них не смог подняться на ступень развития, где главным стимулятором развития экономики становится обрабатывающая промышленность, высокие технологии и финансовый сектор. Обрабатывающая промышленность в объеме валового внутреннего продукта занимает около 10%, а на долю готовых промышленных изделий в структуре товарного экспорта приходится 15%. Характерная черта социально-экономической модели стран САГПЗ – высокая зависимость от импортных технологий, машин и оборудования, иностранных трудовых ресурсов, а также сырьевых и продовольственных товаров.
Национальное благосостояние стран САГПЗ основано на нефтяной промышленности, которая одновременно является ведущей экспортной статьей. К примеру, Саудовская Аравия за счет нефтедобычи обеспечивает до 60% своего ВВП, при этом 90% экспорта составляют нефтепродукты и нефть.
Многомиллиардные валютные поступления от продажи за рубеж нефти и нефтепродуктов, начиная с 1970-х годов, закрыли актуальность вопроса накопления денежных средств. Размер финансовых ресурсов стран САГПЗ намного выше величины импорта и потребности экономики в капитале. Это не только позволяет решить все текущие задачи, но и одновременно выстраивать стратегию перспективного социально-экономического развития.
Частично доходы от продажи нефти направляются через различные исламские финансово-кредитные учреждения и фонды на развитие наименее обеспеченных мусульманских и арабских стран.
Современную социально-экономическую модель стран САГПЗ можно назвать примером нестабильного развития на долгосрочную перспективу. Экономика, базирующаяся на эксплуатации природных ресурсов, подрывает национальную безопасность, так как запасы углеводородов ограничены, а хозяйственные и потребительские нужды общества будут расти вместе с развитием экономики и повышением жизненного уровня граждан.
Чрезмерная роль доходов от экспорта продукции добывающих отраслей может в себе таить «подводный камень», связанный с изменчивостью конъюнктуры нефтяного рынка в мире. При падении цены на нефть и нефтепродукты странам САГПЗ может грозить серьезный экономический спад. Из-за периодических ценовых шоков и связанных с ними сокращений финансовых поступлений от нефтяного экспорта заставили правительства стран САГПЗ переосмыслить приоритетные цели развития и постепенно изменять направленность и структуру государственных расходов. Однако зачастую предпринимаемые правительствами этих стран меры сводятся только к попыткам искусственно завысить цены на нефть, финансировать расходы за счет золотовалютных резервов и привлекать иностранный капитал.
Нефтяной фактор лежит в основе того, что в конце XX века страны САГПЗ смогли продемонстрировать впечатляющие примеры ускоренного развития, превратившись из экономически отсталых стран в современные развивающиеся страны с собственным национальным воспроизводственным комплексом и развитой социальной структурой.
Специфика экономического устройства и политики стран ССАГПЗ
Реализация ресурсного потенциала и развитие социальной сферы во многом стала следствием уникальной модели экономического устройства и проведением весьма специфической политики странами САГПЗ:
- Большинство стран Персидского залива - абсолютные монархии, где ключевые посты заняты членами правящего клана, это способствует закреплению вертикали власти и росту эффективности системы государственного управления.
- Для рассматриваемых стран характерно чрезвычайно высокое влияние ортодоксальной исламской культуры, которая лежит в основе национального законодательства, а каждая сфера общественной жизни и экономика жестко регламентируются правилами Корана. Внутренняя государственная политика, согласно Корану, должна отвечать интересам различных слоев исламского общества.
- В государствах САГПЗ существовали гораздо более мягкие формы колониализма, по сравнению с другими развивающимися странами, что расценивалось как незначительное препятствие на пути социально-экономического развития.
- Для укрепления своих позиций на международной арене страны Персидского залива стали членами ОПЕК - Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), получив таким образом возможность защиты своих коллективных экономических интересов.
- Определяющее значение в ускоренном развитии отводится жесткой и бескомпромиссной политике местных правящих кругов, которые посредством национализации ключевых промышленных отраслей стали причиной резкого падения зарубежного влияния внутри региона. Как результат, национальные правительства обрели контроль над активами, располагающимися на территории стран САГПЗ, что привело к стремительному росту их доходов.
Значительные запасы нефти и нефтепродуктов стало причиной следующих негативных проявлений в развитии экономик стран САГПЗ:
- из-за притока колоссального объема финансовых средств выросла расточительность и резко увеличились государственные расходы при отсутствии эффективного механизма их сдерживания.
- низкая эффективность использования рассматриваемыми странами доходов, за счет которых приобретается импортное промышленное оборудование, готовая продукция и продукты питания, предметы роскоши и зарубежная недвижимость. Недостаточное использование доходов для оптимизации экономики способствует закреплению топливной и сырьевой ориентации этих стран.