Сущность и функции налоговой системы
Налоговая система – это структура общественных отношений, складывающаяся между государством и субъектами хозяйствования в связи с взиманием сборов и налогов.
Государство изначально выполняет общественно значимые функции. Оно обеспечивает оборону, приемлемый уровень жизни, защиту интересов собственных граждан. Государство не имеет право осуществлять коммерческую деятельность, поэтому не может обеспечивать свои нужды самостоятельно. Исторической формой оплаты «государственных услуг» стал сбор налогов. Они идут на обеспечение функционирования органов власти, а также на решение социально-экономических вопросов в обществе.
Налоговая система состоит из совокупности институтов, субъектов, объектов и отношений между ними, возникающих в части безвозмездного изъятия части имущества у домашних хозяйств, предприятий и иных лиц, являющихся резидентами страны. Ее основой являются сборы и налог. Через налоговую систему государство в условиях работы рыночного механизма может влиять на провалы рынка, а также на эффективное распределение финансов.
Налоговая система выполняет следующие функции:
- Фискальная. Изъятие налогов и сборов у субъектов экономики.
- Распределительная. С помощью налоговой системы государство формирует резервы, которые идут на решение социальных вопросов и поддержание незащищенных слоев населения.
- Регулирующая. Через налоговую систему государство влияет на экономические процессы и деловую активность.
- Контрольная. Сбор налогов позволяет отслеживать деятельность субъектов хозяйствования, их доходы и долю участия в национальном хозяйстве.
Таким образом, налоговая система является исторически сложившейся, устоявшейся формой взаимоотношений между государством и гражданами страны.
Налоговая система РФ
Налоговая система России отличается своей спецификой. В ее структуре выделяют федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Каждый уровень формирует соответствующий уровень бюджета, что не ограничивает возможность перевода средств с одного уровня бюджета на другой. Группа федеральных налогов состоит из НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, на добычу полезных ископаемых, водный налог. Сюда относят государственные пошлины, иные сборы. На региональном уровне формируются доходы государства от налога на имущества, на игорный бизнес и на транспорт. Муниципалитеты собирают земельные налоги, налоги на имущество физических лиц и торговые сборы.
В России для определенных случаев применяются налоговые режимы. Например, для сельскохозяйственных производителей существует единый налог. Если частный бизнес соответствует условиям законодательства, то он может пользоваться упрощенной системой налогообложения.
Отношения между государством и налогоплательщиками регулируется Налоговым Кодексом РФ. Система налогообложения следует принципам справедливости, определенности, удобства и экономии. Справедливость выражается во всеобщности налогообложения, а также в равномерности распределения налоговой нагрузки между субъектами хозяйствования. Определенность выражается в том, что налогоплательщик заранее знает о сумме выплаты и сроках. Удобство заключается в том, что налогоплательщику предоставляются комфортные условия для осуществления платежей. Так же сбор налогов должен отвечать условиям экономичности.
Российская налоговая система опирается на пропорциональный принцип налогообложения. Размер налоговых ставок устанавливается в едином проценте к доходу субъектов. Размер дохода при этом не имеет значения. Эксперты полагают, что именно пропорциональное налогообложение является причиной сильного разрыва в доходах, экономического неравенства населения.
Направления совершенствования налоговой системы РФ
Российская система налогообложения характеризуется нестабильностью налогов, их необоснованностью. Часто они играют отрицательную роль, мешая развиваться реальному сектору. Кроме того, они препятствуют инвестиционной деятельности на всех уровнях. Среди основных направлений изменения налоговой системы России выделяют:
- Резкое расширение налоговой базы и снижение общего уровня ставок.
- Упрощение системы.
- Сокращение количества налогов.
- Усовершенствование законодательства.
- Снижение ставок на ключевые налоги, такие как НДС, налог на прибыль и подоходный налог.
- Повышение акцизов, а также налогов за пользование имуществом и ресурсами.
- Снижение экспортных пошлин.
- Пересмотр налоговых льгот.
Предлагается конкретизировать ставки и условия сбора налогов в периоды, когда принимается бюджет на следующие три года. Это позволит повысить эффективность и распределить налоговую нагрузку, так как среднесрочные цели будут уже определены. Налоговая политика государства требует серьезных преобразований, так как сегодня система не справляется со своими основными задачами, а также не выполняет возложенные на нее функции.
Более конкретизированный подход к преобразованиям налоговой системы страны предполагает прогрессивное налогообложение, установление необлагаемого минимума, максимальное льготное обложение реального сектора экономики. Так же льготы должны распространяться на производителей основных продуктов потребления. Льготы на экспорт помогут стимулировать работу перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей. То есть, за счет преобразований налоговой системы может быть решена проблема замедленного экономического развития и пересмотрены приоритетные направления роста производства.
Необходимо провести анализ действующих налогов и сборов на предмет их эффективности, и исключить те из них, которые оказывают негативное влияние на экономику. Так же эксперты рекомендуют исключить из механизмов налогообложения нормы, искажающие экономическое содержание налогов.