Понятие налоговой системы
Налоговая система – это структура урегулирования общественных отношений посредством правовых норм касательно установления и взимания сборов и налогов.
Система налогообложения возникла довольно давно. Государственная власть долгое время принадлежала знатным родам. Они проводили политику и жили за счет налогов, которые собирали со своих подданных. Постепенно система сбора налогов усложнялась, появлялись новые формы обязательных платежей, но заложенный изначально принцип сохранился и по сегодняшний день.
Основная цель существования налоговой системы – обеспечение функционирования государственного аппарата управления и осуществление социально-экономической политики.
Базой налоговой системы являются сборы и налоги. Она помогает государству проводить регулирование экономикой, а также распределять финансы. Законом, согласно которому осуществляются налоговые отношения между субъектами хозяйствования и государством, является Налоговый Кодекс РФ.
Кодекс устанавливает нормы, которые определяют последовательность взимания налогов, перечень плательщиков, объекты, подвергаемые налогообложению. Так же он конкретизирует налоговую базу.
Налоговая система выполняет следующие функции:
- Фискальная функция направлена на установление отношений между государством и плательщиками в части организации поступления обязательных платежей в государственный бюджет.
- Распределительная функция позволяет перенаправлять средства между субъектами, отраслями, территориями.
- Регулирующая функция выражается в механизмах, с помощью которых государство может воздействовать на экономику страны.
- Контрольная функция помогает отслеживать полноту, своевременность уплаты налогов, а также выполнение участниками отношений, своих обязательств.
Налоговая система является обязательной. Она строится на принципе справедливости, все процессы внутри нее должны быть определены, удобны и понятны. Сборы налогов должны быть экономически целесообразными, справедливыми и оптимальными.
Особенности налоговой системы РФ
Российская система налогообложения состоит из элементов структуры, которые устанавливаются законодательством страны. В России государственное устройство определяет систему сбора налогов. Чтобы выполнять свои задачи перед обществом, государством в Росси была создана трехуровневая система.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает иерархию сборов. В его структуру входят законодательные акты федерального, регионального и местного уровня.
Единая схема налоговой системы РФ включает в себя следующие уровни обязательных платежей:
- Федеральный уровень. Поступающие платежи перечисляют все субъекты РФ, установленные в соответствующих актах.
- Региональный уровень. Часть полномочий по регулированию сборов отданы региональным властям.
- Местный уровень. Перечисления проводятся согласно Налоговому Кодексу, но их регулирование отдано органам местной власти.
Налоги федерального уровня включают в себя различные сборы за пользование природными ресурсами, а также налоги на прибыль предприятий, доходы домашних хозяйств. Сюда же относят пошлины за оказание государственных услуг и акцизы, налог на добавленную стоимость. На региональном уровне регулируются и собираются налоги на имущество, транспорт и игорный бизнес. Муниципалитеты отвечают за сбор налогов на имущество домашних хозяйств, на землю и торговлю.
Основная проблема налоговой системы РФ – пересечение налогов. Иногда субъекты испытывают двойное или даже тройное налогообложение, что негативным образом сказывается на их функционировании. Государство занимается реформирование, но иерархия платежей остается неизменной. Это связно с устройством государства.
Пути совершенствования налоговой системы РФ
Современный Налоговый Кодекс РФ был создан еще в начале девяностых. Он до сих пор мало адаптирован к рыночным условиям, поэтому носит больше фискальный характер. Растет налоговая нагрузка на инвесторов, особенно в крупный бизнес и отрасли, приносящие существенные доходы, достаточно высока. Это сдерживает рост инвестиций, в том числе зарубежных. Отрасли не добирают капитала и факторов производства, что негативным образом сказывается на их развитии.
Высокие налоги заставляют многие компании вести часть бухгалтерии в теневом секторе экономики, скрывая часть доходов. Налоговая нагрузка слишком высока, и не варьируется в зависимости от величины бизнеса.
Действующая налоговая система должна быть простой, понятной и доступной для всех субъектов. Негибкость и низкая адаптивность так же негативным образом сказываются на ее функциональности.
Из наиболее значимых изменений в налоговой системе РФ можно отметить:
- Введение единой налоговой ставки на доходы физических лиц в размере 13%.
- Снижение ставки налога на прибыль с 35% до 20%.
- Отмена многочисленных льгот по налогу на прибыль.
- Введение налога на добычу полезных ископаемых.
- Преференциальные системы налогообложения в отдельных экономических зонах.
Задача преобразований налоговой системы заключается в том, чтобы вывести часть бизнеса из теневого сектора. Так же гибкость и адаптивность системы позволит повысить конкурентоспособность российской экономики, изменить ее инвестиционную привлекательность. Политика государства учитывает необходимость соответствовать глобальным изменениям мировой экономики. Многие страны постепенно выводят прибыль из-под налогообложения, а также размывают налоговую базу.
Введение налога на недвижимость позволит сократить количество существующих поимущественных налогов, а также установить единые подходы к оценке рыночной стоимости. Государственная власть стремится к выработке долгосрочного плана реформирования налоговой системы. Это необходимо для проведения постепенных преобразований, а также обеспечения экономического роста за счет стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.